Все усложняющееся религиозное и культурное многообразие — характерная тенденция современного мироустройства, во многом порождающая и негативные следствия плюралистического основания социокультурного многообразия. Вызов плюрализма и актуализации различий выражается в мультиплицировании частных интересов и, как следствие, актуализирует необходимость поиска общего знаменателя для их согласования. Необходимость соблюдения членами различных социальных общностей, у которых могут быть различные интересы, определенных правил поведения, основанных на компромиссе, взаимных уступках, толерантности, представляется достаточно очевидной. Но практика свидетельствует и о том, что толерантность труднодостижима в силу той же первоначальной посылки: существование разных интересов, воззрений, традиций, предпочтений, амбиций. Оборотной стороной увеличения культурного многообразия является порождение им проблемы сосуществования групп людей, во многом стимулирующей эскалацию нетерпимости и ксенофобии.
Ощущаемая необходимость в цивилизованных механизмах смягчения и преодоления напряженности в конфессиональных взаимоотношениях в различных сферах общественной и личной жизни предполагает выработку и освоение толерантной культуры, являющейся альтернативой ксенофобии и экстремистским стратегиям. Эта работа должны включать в себя правовые, гражданско-политические, морально-нравственные культурные и воспитательные императивы. В качестве конкретизации последних можно отнести образовательные учебные программы, нацеленные на формирование толерантности, и комплекс мер, направленных на осознание и изменение негативных социальных установок и формирование установок толерантного и диалогового поведения.
Принимая во внимание тенденцию повышения значимости религиозных различий в современности необходимым представляется обеспечение религиозной толерантности, когда основными предпосылками установления доброжелательных цивилизованных взаимоотношений между всеми гражданами, каких бы мировоззренческих принципов они ни придерживались, является соблюдение в полной мере принципа свободы совести. Данные положения представляются аксиоматическими, однако при конкретном анализе различных сторон свободы совести, реальных возможностей и условий ее реализации в России очевидными становятся нерешенные вопросы, препятствия различного характера, фиксируемого общественным мнением, а также актуализировавшаяся проблема религиозной нетерпимости, именно вследствие актуализации религиозной принадлежности как устойчивого основания идентичности.
Объективные и субъективные предпосылки религиозной ксенофобии в современной России обусловлены рядом причин — социально-политического, экономического, культурно-идеологического, правового характера. Эти причины связаны с трансформационными процессами, происходящими, как в мире, так и в нашей стране. Отсутствие идейных ориентиров — внятных, основанных на положительных отечественных, интернациональных и гуманистических традициях, разрушение ценностно-нормативных регуляторов повышает уровень ксенофобии, во многом заполняющей идейный вакуум. Очевидно, что в ряде причин межконфессиональной розни кроется значительный пласт социальных проблем, среди которых наиболее значимыми представляются вопросы нелегальной миграции, воспитания и образования молодежи, ее занятости и увлечений и, в целом, комплекс острых социально-экономических вопросов, вынуждающий население искать пути выплеска своего недовольства. Существующее на сегодняшний день в стране невежество в вопросах религиозных учений выступает отличной подпиткой для взращивания религиозной нетерпимости и ксенофобии. Поэтому для преодоления религиозной ксенофобии необходимы комплексные усилия в различных сферах, а также создание атмосферы толерантности и диалога как альтернативы для атмосферы, порождающей нетерпимость.