Дистанционное обучение – это взаимодействие преподавателя и студентов на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые средствами современных технологий передачи данных. В основе этого процесса – целенаправленное и контролируемое самостоятельное обучение студента, который может учиться через персональный кабинет в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной почте, чату. Очно происходит только процедура Государственной итоговой аттестации.
Отличия дистанционного обучения от традиционных форм следующие:
- более высокая динамичность, связанная с гибкостью выбора обучающимися учебных курсов;
- больший объем самостоятельной деятельности обучающихся;
- более осознанный уровень мотивации потребителей образовательных услуг;
- комфортные условия для углубленного изучения конкретных проблем, альтернативные способы получения информации;
- наличие интерактивной коммуникации.
Существуют следующие виды дистанционных образовательных технологий:
- Комплексные кейс-технологии, которые основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса. Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек и баз данных вузов.
- Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных. В основу данной группы технологий положен модульный принцип, предполагающий разделение предмета на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия. При этом используются такие формы занятий, как вводные и модульные лекции, индивидуальные и групповые тренинги умений и навыков, тестирование, проведение консультаций через интернет в асинхронном режиме. Мониторинг качества усвоения знаний обучающимися реализуется с помощью системы электронного тестирования.
- Компьютерные сетевые технологии, которые характеризуются широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью интернета и локальных компьютерных сетей. Все учебные материалы размещены на сервере и доступны для самостоятельного изучения, например, электронный учебник; электронные распределенные семинары, которые проводятся в режиме форумов в распределенном времени в соответствии с утвержденным графиком; чат, предназначенный для проведения дискуссии между преподавателем и студентами в режиме реального времени; внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучении курса лекций и другое.
После завершения дистанционного обучения в ДВФУ студент получает диплом государственного образца с указанием заочной формы обучения по выбранному направлению бакалавриата или магистратуры.