Цель: повторение 1) изменений существительных и прилагательных по падежам; 2) основных падежных значений; 3) употребления предложно-падежных форм имён в контексте высказывания.
1. Прочитайте.
родительный падеж - (2)
· Чей? Чьё? Чья? Чьи? - Это книга моего старшего брата.
· Какой? Какая? Какое?
Какие? /Чего?/ - Она пришла на встречу в модной куртке красного цвета. Студенты экономического университета прибыли на практику. Они встретились в декабре тысяча девятьсот восемьдесят пятого года. Купи мне, пожалуйста, бутылку минеральной воды. Мы изучаем произведения русских классиков. Шум дождя мешал нам спать.
· Какой? (=из чего?) - Муж подарил жене кольцо из белого золота.
· Нет, не было, не будет - Вчера не было дождя. У меня нет красной ручки.
Директора завтра не будет.
· Откуда? - Они приехали из Северной Америки. Она только вчера
прилетела с Камчатки. Я вернулась с работы поздно.
· Откуда? (=от кого?) - Я получил письма от друга и от родителей.
· Где? - Квартира брата находится справа от лестницы.
Около его дома построили магазин. Напротив магазина - аптека. Недалеко от школы построили стадион. Вокруг дома росли цветы. Большой обеденный стол стоял посредине комнаты.
· Где (= у кого)? - Каникулы он провёл в гостях у близкого друга.
· Для кого / чего? - Он купил журнал для младшей сестры. Она купила
фрукты для салата.
· Без кого /чего? - Мне скучно без моих друзей. Я пришёл на урок
без словаря.
· Сколько? - Сколько у вас друзей? У меня много друзей.
У Антона два друга. Надо принести на урок пять
тетрадей.
· Когда? (Какого числа?) - Максим прилетает пятого декабря.
· Когда? - Он занимается теннисом с двух до трёх. Во время
(до, после, с…до…, около, урока слушайте внимательно, не разговаривайте. После
во время) обеда вам надо отдыхать. С утра до вечера студенты
готовятся к экзамену.
дательный падеж - (3)
· Кому? - Сестра купила подарок маленькому брату.
· Куда? (=к кому?/к чему?) - Я еду на консультацию к известному профессору.
Машина подъехала к дому.
· Когда? (=к какому времени?) - Подготовьте документы к первому марта.
· Как часто? (по) - Мы ходим в бассейн по выходным дням.
винительный падеж - (4)
· Кого? Что? - Я встретил своего товарища. Утром я всегда читаю
свежие газеты.
· Куда? - Я иду в кабинет директора.
· Как часто? - Каждую неделю она ходит к врачу.
· Как долго? - Весь день идёт дождь. Мы не встречались целый год!
· Когда? (час, день недели) - Мы договорились встретиться в два часа. В субботу
они идут в Большой театр.
· Когда? (через) - Мы будем писать тест через неделю.
творительный падеж - (5)
· Чем? Кем? - Она любит писать зелёной ручкой. Родители гордятся
сыном.
· С кем? С чем? - Мы много разговаривали с нашим преподавателем.
Я люблю бутерброды с колбасой.
· Где? - Аптека находится между магазином и рынком. Ковёр
висит над диваном. Кот любил спать под столом. Рядом с университетом построили супермаркет. Машина остановилась перед подъездом. Детская площадка находится за домом.
· Когда? (перед, за) - Перед уроком надо зайти в библиотеку. Мы решили
поговорить об этом за обедом.
предложный падеж - (6)
· Где? - Я живу в маленькой квартире. Она работает на
трикотажной фабрике.
· О ком? О чём? - Мы много читали о Пушкине и о его стихах.
· Когда? (=на какой неделе, - На этой неделе снега не будет. В прошлом году мы
в каком году, в каком веке) ездили отдыхать в Крым. В XXI веке нас ожидают
большие перемены.
· Когда? (при, в) - В детстве я часто ходил на рыбалку с отцом. Я
пообещал отдать журнал при встрече.
2. Ответьте на вопросы, используя слова молодой преподаватель и активная студентка.
1. Кто вошёл в аудиторию? 2.Чья это книга? 3. Кому студенты отдали свои работы? 4. Кого студенты выбрали председателем собрания? 5. С кем студенты работают в лаборатории? 6. О ком была статья в газете?
3. Придумайте по 6 предложений со словами его сыновья, яркое солнце во всех падежных формах.
4. Поставьте слова в нужном падеже.
1. На концерте выступал ...(академический хор). Выступление ... всем понравилось.
2. Во дворе играли ...(наши дети). Мы наблюдали за игрой ... .
3. (Учительница) ... объясняла правило грамматики. Объяснение ... было всем понятно.
4. Его интересуют вопросы (международное право) ...
5. В этом году в моей жизни было много (важные события) ...
6. В экскурсии участвовало большинство (студенты нашей группы) ...
7. К сожалению, у меня нет (новый номер журнала) ...
8. Это подарок для (моя родная сестра) ...
9. Она смотрела фильм без (всякий интерес) ...
10. Этот магазин работает с (10:00) … до (18:00) …
5. Закончите предложения, используя Слова для справок и нужные предлоги.
1. Он медленно достал письмо ...
2. Я приду ... поздно, не ждите меня.
3. Мама привела сына ... только в шесть часов вечера.
4. Они приехали в Москву учиться ...
5. Ты принесла мне книгу ... ?
6. Они приехали ... загоревшие и отдохнувшие.
Слова для справок: сибирский город, детский сад, небольшой голубой конверт, это собрание, институтская библиотека, южный остров.
6. Вставьте в предложения слова из правой колонки в нужной форме
1. Отец подарил ... велосипед. Маленький сын
2. Врач запретил ... курить. Мой отец
3. Шум мешает ... заниматься. Серьёзная студентка
4. Я обещал принести ... книгу. Ваши дети
5. Я написал письмо ... Близкая подруга
6. Учитель посоветовал … больше читать. Мои сыновья
7. Преподаватель объяснил правило… . Новый ученик
8. Вы должны позвонить … . Ваша бабушка
9. … надо сдавать экзамены в июне. Все иностранные студенты
10. Я всегда помогаю … . Мои родители
7. Придумайте предложения с данными глаголами, используйте существительные в форме дательного падежа.
Показывать _____________________ посоветовать ________________________
дать ___________________________ задать вопрос ________________________
помогать ______________________ звонить _____________________________
мешать ________________________ завидовать___________________________
ответить _______________________ доверять_____________________________
8. Заполните пропуски в предложениях.
1. ________ скучно читать эту статью. 6._____ нужно сегодня приготовить ужин.
2. _______ интересно читать сказки. 7. _____ можно ложиться спать поздно.
3. _______ надо много заниматься. 8. _____ смешно говорить об этом.
4. _______ нельзя курить в общежитии. 9. _____ страшно гулять вечером.
5. _______ трудно изучать математику. 10. ____ хорошо жить в России.
9. Заполните пропуски. Форму какого падежа вы использовали?
1. Студент рассказывает… (преподаватель) о своей работе.
2. Преподаватель внимательно слушает (студент) ...
3. Я помогаю изучать английский язык (моя подруга) ...
4. Я сидел далеко и плохо слышал слова (профессор) ...
5. Юноша фотографирует (красивая девушка) ... на берегу моря.
6. Брат пишет письмо (старшая сестра) ...
7. Я был рад видеть (ваша мама) .... . Передайте привет (ваша мама) ...
8. Мы хорошо знаем (Иван и Ольга) ...
9. Отец спросил (сын)... о погоде по телефону.
10. Сын хочет позвонить (отец) ... ещё раз в субботу.
10. Выполните задания 26 – 62, 67 - 77 ЧАСТИ II типового теста.