Занятие 3

Тренируемые речевые умения: правильно понимать и употреблять языковые средства в рамках отдельного предложения/ высказывания. Проверяется умение употреблять причастия действительного и страдательного залогов, деепричастный оборот в составе простого предложения, знание синонимии причастного оборота и придаточного определительного, а также деепричастного оборота и обстоятельственных придаточных предложений.

1. Прочитайте сводный грамматический материал.

причастия

активные:

читать -          читающий / читавший

молчать -       молчащий / молчавший

прочитать -             - / прочитавший

погибнуть -             - / погибший

вид глагола

причастие

настоящего времени

причастие

прошедшего времени

несовершенный

-ащ-/-ящ-

-ущ- /-ющ-

-вш- /-ш-

совершенный

-

-вш- /-ш-

(сын) играет - /играть/ - игра- ЮЩ - ий (сын)

(дочь) приехала - /приехать/ - приеха - ВШ - ая (дочь)

пассивные:

            читать -          читаемый

            прочитать -    прочитанный

            молчать -        нет

           

вид глагола*

причастие

настоящего времени

причастие

прошедшего времени

несовершенный

-ем- /-ом-

-им-

-нн- /-ЕНН-

-т-

совершенный

-

-нн- /-ЕНН-

-т-

*Только глаголы, которые могут сочетаться с (4) без предлога: читать книгу.

(сын) выиграл (игру) - /выиграть/ - (игра) выигра - НН - ая (сыном)

(дочь) читает (журнал) - /читать/ - (журнал) чита - ЕМ - ый (дочерью)

Друг, живущий в Москве, прислал мне письмо.

Я получил письмо от друга, живущего в Москве.

Я скоро поеду к другу, живущему в Москве.

причастный оборот

Дай мне книгу, лежащую на столе.           =          -//-, которая лежит на столе.

Дай мне книгу, прочитанную тобой. =    -//-, которую ты прочитал.

                                                               =      -//-, которая прочитана тобой.

2. Измените словосочетания по модели.

модель: Читатель возвратил книгу.             Читатель, возвративший книгу.

                                                                       Книга, возвращённая читателем.

1. Собрание приняло решение.

2. Художник написал портрет.

3. Товарищ забыл словарь.

4. Я сшила юбку.

5. Учёный открыл закон.

6. Докладчик внёс предложение.

7. Учёные назвали актуальные проблемы.

8. Преподаватель объяснил новую тему.

9. На выставке продемонстрировали новую модель компьютера.

10. Студентка выполнила контрольную работу.

3. Закончите предложения, используя слова правой колонки.

1. Я ещё не послал ответ на ...                               письмо, полученное вчера

2. Я ещё не читал ...

3. Все очень обрадовались ...

4. Он не сказал мне о ...

5. Она интересуется ...

6. Мы живём в ...                                                     дом, стоящий на берегу

7. Машина повернула к ...

8. Из окон ... открывается красивый вид

9. Я видел дым над ...

10. Послышались голоса ...                                    девушки, идущие по дороге

11. Мы поздоровались с ...

12. Я пошел навстречу ...

4. Замените конструкции со словом который причастными оборотами.

Летом мы жили в доме, который стоял на берегу реки.

В лесу раздавались голоса девушек, которые собирали ягоды.

Скажи человеку, который ожидает меня, что я скоро приду.

Я всегда отвечаю на письма, которые получаю от брата.

Эти места часто посещают туристы, которых привлекает красота здешней природы.

Экспедиция двинулась дальше, несмотря на метель, которая началась час назад.

Первая мысль, которая пришла ей в голову, была о том, что нужно срочно найти телефон.

За стеной в кровати зашевелились дети, которых разбудил шум.

К утру ветер утих, дождь тоже прекратился, но небо было в тяжёлых серых тучах, которые летели с севера на юг.

Все радовались прекрасной погоде, которая установилась в этом году необычно рано.

5. Выполните задания 51 - 53 и 59 - 66 ЧАСТИ III типового теста.

6. Прочитайте сводный грамматический материал.

деепричастия

одновременность:

            Он спрашивал, улыбаясь.

            Они сидели за столом, спокойно беседуя.

последовательность:

            Он спросил, улыбнувшись.

            Они сели за стол, спокойно побеседовав.

Он говорил, волнуясь. - как? - образ действия

Сдав экзамены, мы уедем домой. - когда? - время

Желая скорее уехать, он торопился. - почему? - причина

Занимаясь систематически спортом, можно укрепить своё здоровье. - при каком условии? - условие

Закончив работу, он отдыхает.

Закончив работу, он отдыхал.

Закончив работу, он будет отдыхать.

            Они возвращались домой, весело разговаривая.

            Они возвращаются домой, весело разговаривая.

            Они будут возвращаться домой, весело разговаривая.

деепричастный оборот

Друзья, сидя вокруг стола, тихо беседовали.

Сидя вокруг стола, друзья тихо беседовали.

Друзья тихо беседовали, сидя вокруг стола.

7. Измените предложения по модели. Объясните значение деепричастного оборота.

Модель:        Отец позавтракал и ушёл на работу.

                        Позавтракав, отец ушёл на работу.

1. Она умылась и вышла в сад.

2. Я внимательно слушал и старался не пропустить ни одного слова.

3. Он боялся опоздать на поезд и почти бежал по улице.

4. Студенты сдали все экзамены и разъехались на каникулы.

5. Когда подруги встречаются, они рассказывают друг другу все новости.

6. Он ушёл, потому что почувствовал себя лишним.

7. Все смеялись, когда слушали его рассказ.

8. Когда ты прочитаешь это письмо, ты всё поймёшь.

9. Так как мы не имели известий от брата, мы начали беспокоиться о нём.

10. Если я вернусь пораньше, я смогу зайти к тебе.

11. Если бы я знал ваш адрес, я обязательно написал бы вам.

12. Когда он рассказывал что-нибудь смешное, он никогда не улыбался.

13. Как только я вернулся домой, я сразу позвонил своему другу.

14. Если он приезжал в Петербург, он обязательно навещал свою первую учительницу.

15. Он так обиделся на жену, что, когда выходил из дома, даже не попрощался с ней.

16. На экзамене она волновалась и делала много ошибок.

17. Когда туристы подошли к краю скалы, они почувствовали легкое головокружение.

8. Выполните задания 56 - 58 и 67 - 75 ЧАСТИ III типового теста.