Занятие 5

Тренируемые речевые умения: правильно понимать и употреблять языковые средства в рамках отдельного предложения/ высказывания: знание лексической и синтаксической сочетаемости существительных, прилагательных, местоимений, глаголов и наречий.

1. Найдите однокоренные слова, сгруппируйте их и запишите, объясните разницу в их значении. Какая часть слова привносит новые элементы значения?

А.

Читатель, перепечатка, сказка, дума, задание, гадальщица, читальня, опечатка, чтение, задача, выбор, печатник, задачник, печать, выборка, печатание, загадка, сказочник, сказание, отпечаток, диплом, набор, дипломник, избиратель, гадание, дипломант, пересказ, перевыборы, задумка.

В. Составьте предложения со всеми словами одной из групп.

2. Образуйте и запишите возможные существительные от данных корней:

жить _____________________________________________________________

болеть ___________________________________________________________

строить __________________________________________________________

работать__________________________________________________________

писать ___________________________________________________________

3. Выберите правильный вариант.

1. Давнее увлечение ... сделало его всесторонне развитым и образованным человеком.

            а) читателем;                                                            б) чтением;

            в) прочитыванием;                                                  г) чисткой.

2. Большое внимание уделяется в новой программе ... у подрастающего поколения чувства долга.

            а) восстановлению;                                     б) возрастанию;

            в) воспитанию;                                            г) воспеванию.

3. В хранилищах музея исследователи могут познакомиться с ... гения русской литературы за многие годы.

            а) выпиской;                                                б) запиской;

            в) перепиской;                                             г) допиской.

4. ... рассказывает о своих впечатлениях, о реформе на страницах газеты.

            а) эконом;                                                     б) экономика;

            в) экономист;                                                           г) экономия.

4. Образуйте и запишите возможные прилагательные от данных корней.

мир _____________________________________________________________

класс ____________________________________________________________

друг _____________________________________________________________

боль _____________________________________________________________

общество _________________________________________________________

жизнь ____________________________________________________________

женщина _________________________________________________________

       5. Сравните данные паронимы. Обратите внимание на их сочетаемость.

       Справка: Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но различные по значению.

пароним

значение

сочетаемость

представить

доставить, предъявить, сообщить

список, доказательства, отчёт, справку, паспорт, документы, факты, проект, программу

предоставить

дать право, возможность сделать что-либо

отпуск, каникулы, слово, место, должность, кредит, помощь

обсудить

всесторонне рассмотреть,

высказать свои соображения по поводу чего-либо

вопрос, предложение, проект, результаты, кандидатуру, план, программу, поведение, резолюцию

осудить

выразить неодобрение кому - чему-либо

поступок, действия, методы, результаты, манеры, человека

усвоить

   поняв, запомнить

урок, материал, тему, грамматику

освоить

овладев, научившись пользоваться, распоряжаться

земли, производство, технику, технологию, профессию, метод, выпуск, изготовление

абонемент

документ, предоставляющий право на обслуживание, пользование чем-либо в течение определенного времени

театральный, телефонный, межбиблиотечный, концертный; в бассейн, в спортзал, в фитнес-клуб, в филармонию

абонент

владелец абонемента: лицо или учреждение

телефонной сети, библиотеки, концертного зала

опечатки

ошибки в печатном тексте

грубые, досадные, глупые, многочисленные, замеченные

отпечатки

изображения, следы, оставшиеся на чем-либо от чего-либо

свежие, слабые, размытые;

пальцев, каблуков, покрышек

экономический

относящийся к экономике, хозяйственный

закон, базис, развитие, реформа, кризис, показатель, структура, политика, деятельность

экономичный

дающий возможность что-нибудь сэкономить, выгодный

проект, способ, метод, режим, технология, материал, рацион, расходование, устройство

дружеский

характеризующий отношения друзей

разговор, совет, привет, беседа, участие, улыбка, шарж

дружественный

взаимно благожелательный (преимущественно о государствах и отношениях между ними)

народ, нация, страны, держава, политика, связи, отношения, встреча, шаг, обстановка, атмосфера, помощь, беседа, послание

единственный

только один, кроме которого нет никого/ничего другого

друг, сын, обладатель, просьба,

наследник, цель, изъян, путь, экземпляр, развлечение

единый

общий, одинаковый, один для всех

билет, план, замысел, мнение, правило, комплекс, система

       6. Пользуясь таблицей, составьте с данными словосочетаниями предложения.

7. Выберите правильный вариант. Объясните свой выбор.

1.        Мой друг - очень (решительный /решающий) человек.

2.        В этой трудной ситуации был необходим (дипломатичный /дипломатический) ответ.

3.        Рок-группа имела большой успех во время своего (мирного /мирового) турне.

4.        (Эффективный /эффектный) метод очистки воды разработали молодые инженеры.

5.        (Координатный /координационный) совет подготовил необходимые документы.

6.        Наташа - очень милая, (улыбающаяся /улыбчивая) девушка, она вам обязательно понравится.

7.        (Удивительные /удивлённые) туристы остановились перед водопадом.

8.        У этого теннисиста (технический /техничный) и сильный удар.

9.        Магазин торгует (фантастичной /фантастической) и приключенческой литературой.

10.    В программу исследований включено изучение (океанских /океанических) приливных течений.

11.    В районах жилой (застройки /постройки) комплексное благоустройство стало главным.

12.    Размеры (платы /оплаты) за ремонт бытовых электроприборов определены действующим прейскурантом.

13.    Чтобы добиться успеха, нужно (принять /предпринять) (эффектные /эффективные) меры.

14.    В кузове грузовика может (поместиться /разместиться) пять легковых машин.

15.    Регистрация (командированных /командировочных) состоится в вестибюле.

16.    Огромная (ответная / ответственная) роль назначена историей литературе.

17.    В своем выступлении он рассказал о лечении (кожаных /кожных заболеваний).

18.    Вам следует ознакомиться со (штатным / штатским) расписанием.

19.    В консерватории состоялся концерт (классичной /классической) музыки.

20.    Этот писатель заслуженно пользуется (мировой /мирной) славой.

21.    Иванов обладает большими (организационными /организаторскими) способностями.

22.    В настоящее время в машиностроении широко используется этот (практичный /практический) метод сборки.

8. Выполните задания 101 - 112 ЧАСТИ V типового теста.

9. Прочитайте сводный грамматический материал.

глаголы движения


















Ο

Ο






идти                                                                                   ходить

нести                                                                                 носить

везти                                                                                  возить

вести                                                                                 водить

ехать                                                                                 ездить

лететь                                                                                летать

плыть                                                                                плавать и др.

10. Вставьте в предложения глаголы движения без приставок.

1.      Мой сын уже два года _________ в детский сад.

2.      Обычно мы с женой __________ его в детсад по утрам, а после обеда он идёт домой с бабушкой.   

3.      Он очень хочет, чтобы я по утрам _____________ его в детсад на машине.

4.      Ты, конечно, видел этого профессора - он всегда ___________ в шляпе и тёмных очках.

5.      Он ____________ тёмные очки даже зимой, наверное, у него болят глаза.

6.      Мне нравится _______________ платок, я не люблю шапки.

7.      Она всегда __________ в сумочке лекарства - у неё больное сердце.

8.      Я не хочу сегодня _____________ в парикмахерскую - слишком холодно.

9.      Вы часто ____________ в библиотеку, когда готовитесь к экзамену?

10. *Переохлаждение _____________ к болезням.

11. Составьте словосочетания с данными глаголами:

перейти                                                        обойти

зайти                                                             пройти

уйти                                                              выйти

войти                                                            прийти

12. Закончите предложения, пишите о себе.

Я умею ___________________________________________________________

Я могу ___________________________________________________________

Я хочу      _________________________________________________________

Я владею _________________________________________________________

Я люблю _________________________________________________________

13. Выполните задания 113 - 116 ЧАСТИ V типового теста.

14. Прочитайте сводный грамматический материал.

глагольные приставки

В - (во-) -      движение, действие, направленное внутрь, в глубину

                        вбежать, вложить, вписать

ВЫ -               движение, действие, направленное изнутри наружу

                        выбежать, выложить, выписать

ДО -                а) доведение действия до окончания - добежать, дописать

б) доведение до нежелательного или абсурдного конца, иронично - доучиться, доработаться

ЗА -                а) начало действия - запеть

                        б) недолгое по времени действие - забежать

                        в) движение за объект - зайти (за угол)

НА -               а) действие на поверхности - нашить, налепить

                        б) вдоволь - насушить, нагулять(ся)

О (об, обо)     а) вокруг - обойти, обежать

                        б) побывать во многих местах - обойти (все магазины)

                        в) сделать с ошибкой - оговориться

ПЕРЕ -          а) через - перейти

                        б) слишком - переработать

ПОД-              а) движение по направлению к объекту - подойти (к ней)

б) неполное действие - подлечиться

ПО-                а) начало действия - побежать

                        б) неполное, недолгое действие - попеть

                        б) результат - построить

ПРИ-              а) законченное движение к объекту, вплоть до слияния с ним -

прийти, приблизиться

                        б) неполное действие - приоткрыть

                        в) соединение, близость - привязать, пришить

ПРО-              а) насквозь - проколоть, прорубить

                        б) длительное действие - прогулять, проработать

РАЗ -              а) разделение на части - разбить, разрезать

                        б) в разные стороны - разъехаться

                        в) широкое, разнонаправленное действие - разгуляться

С- (со-)           а) сближение, соединение - склеить, съехаться

                        б) движение вниз, спуск - сойти, сползти

                        б) копирование - списать, срисовать

У-                   а) полное удаление - убежать, уносить

                        б) усиление признака - уменьшить, улучшить

15. Вставьте приставки со значением начала действия.

  1. _____дул ветер, по реке _____бежала мелкая волна, листья на деревьях
  2. __трепетали, а через несколько мгновений по ним __стучали первые капли дождя.
  3. Солнце вышло из-за облака, ___сверкала мокрая трава, над лесом встала и ___играла всеми цветами яркая радуга.            

                       

16. Замените выделенные слова глаголами с приставкой ЗА- там, где это возможно.

1. Когда он начал говорить, все замолчали.

2. Мне дали вчера новый роман, сегодня утром я начал его читать.

3. От радости ребёнок начал прыгать и хлопать в ладоши.

4. После реформ экономика области начала развиваться быстрыми темпами.

5. Магазин после длительного ремонта начал работать.

17. Вставьте в предложения глаголы из скобок с нужными приставками.

1. Магазин у аптеки, вам нужно только (идти) _______ улицу по подземному переходу.

2. Если вы боитесь забыть номер телефона, (писать) _____________ его, пока помните.

3. Только трое из группы (писать) _____________ контрольную работу хорошо, всем остальным нужно будет (писать) ____________________ её.

4. Студенты закончили учиться в мае и (ехать) _________________ по домам.

5. Они (ехать) ___________________ из города уже поздним вечером.

6. После его слов Антон надолго (думать) __________________ .

7. Она увидела Виктора и со всех ног (бежать) _________________ ему навстречу.

8. Вера здесь не живёт, потому что она (ехать)________в другое общежитие.

9. Мы опаздывали на самолёт, поэтому (ехать)____________в аэропорт на такси.

10.Декана сейчас нет, она (идти)__________на пять минут.

18. Составьте предложения с данными глаголами.

  • Наступать / Поступать /Выступать
  • Подписать / Выписать / Записать
  • Высказать / Досказать /Пересказать

19. Образуйте все возможные приставочные глаголы от данных. Как изменится значение?

  • Делать
  • Думать
  • Слушать

20. Выполните задания 119 - 124 ЧАСТИ V типового теста.