Занятие 6

Тренируемые речевые умения: текстуально и жанрово обусловленное употребление грамматических и лексических единиц. Проверяется знание форм выражения именной части составного именного сказуемого, стилистических особенностей официального документа, а также особенностей языкового выражения предиката в научном тексте и газетно-публицистическом стиле.

1. Прочитайте сводный грамматический материал.

составное именное сказуемое

S + Praed (глагол-связка + именная часть) + Object

                                                           Ї         Ї

                                               существи-      прилагательное,

                                               тельное          причастие

1. Глаголы - связки

типы глаголов-связок

основные значения

примеры

быть, являться

стать, становиться, оказаться, казаться, показаться, представляться, считаться, слыть, зваться, называться

значит, есть

выражение времени и наклонения

время и наклонение + оттенки значения

1. принимать или получать какой-либо вид

2. характеризоваться каким-либо образом, зваться каким-либо именем

3.не служат для обозначения времени, наклонения и участвуют в согласовании S и Praed

Русский язык является величайшим достоянием духовной культуры русского народа. (В. Иванов)

Река ночью казалась очень широкой, гораздо шире, чем днём. (К. Паустовский)

Итак, она звалась Татьяной. (А. Пушкин)

Талант, по-моему, есть способность делать больше, чем нужно только тебе... (М. Пришвин)

2. Именная часть, выраженная существительным или словосочетанием в именительном (1) или творительном (5) падеже:

Брат - учитель.

Брат был учителем. (учитель)

Брат будет учителем.

Брат был бы учителем.

                        Брат, будь учителем!

                        Пусть брат будет учителем.

Брат казался мне самым справедливым человеком.

3. Именная часть, выраженная прилагательным или причастием в краткой или полной форме:

План был реален. // План был реальным.

                        Каков?                                   Каким?

Студент внимателен.

Студент внимательный.

Студент был внимателен.

Студент был внимательный (внимательным).

Студент будет внимателен.

Студент будет внимательный (внимательным).

            Студент был бы внимателен, если бы у него не болела голова.

            Студент был бы внимательный (внимательным).

                        Студент, будь внимателен!

                        Студент, будь внимательным!

                        Пусть студент будет внимателен.

                        Пусть студент будет внимательным.

2. Замените простые глагольные сказуемые составными с именной частью.

Образец: Он учил детей. - Он был учителем.

1. Они строили город. _______________________________________________

2. Он будет водить машину. __________________________________________

3. Он пишет книги. _________________________________________________

4. Мы будем учить студентов. ________________________________________

5. Её сын учился в школе.____________________________________________

3. Ответьте на вопросы.

1.        Что такое фонетика?

2.        Кем был А. С. Пушкин?

3.        Кем бы вы стали, если бы закончили консерваторию? Технический университет? Театральный институт?

4.        Кем вы хотели быть в детстве? А в старших классах школы?

5.        Кем стали (станут) ваши друзья после окончания институтов или университетов?

4. Выберите нужную форму прилагательного.

1. У этого человека (добрый/добр) сердце.

2. Все знают, что он очень (добрый/ добр).

3. Этот костюм мне (узкий/узок).

4. Какая (широкий/широк) степь!

5. Как (широкий/широк) река в этом месте!

6. Девушка была очень (хороший/хорош) собой - высока, стройна и приветлива.

7. Мальчик необыкновенно (способный/способен).

8. Этот человек совсем не (способный/способен) обманывать.

9. Какие (способные/способны) студенты.

10. В это воскресенья я (свободная/свободна) и мы сможем пойти в зоопарк.

5. Дополните предложения, вставив в них глаголы-связки.

1. Моя мама в молодости _______________ актрисой.

2. Наш университет _________________ старейшим вузом в Приморском крае.

3. Профессор Петров __________________ признанным авторитетом в этой области.

4. Мне кажется, его сын _____________ известным шахматистом уже через несколько лет.

5. После окончания университета студент должен ____________ хорошим специалистом.

6. Выполните задания 126 - 132 ЧАСТИ VI типового теста.

7. Прочитайте сводный грамматический материал.

функциональные стили

Разговорная речь: непосредственность общение и отсутствие официальных отношений между говорящими, неподготовленность, диалогичность. Темы - обиходные, бытовые. Часто слова имеют размытое, неопределённое значение: Ах, как мне нравится эта вещь! (карандаш, машина, музыкальное произведение?), много слов-стяжений: вечерняя газета = вечёрка и т.д. Много присоединительных конструкций: Завтра в Москву еду. Работать. На две недели.

Научная речь: логичность, объективность, обобщённость. Гипотенуза - сторона прямого треугольника, лежащая против прямого угла (все гипотенузы всех прямоугольных треугольников, а не эта конкретная). Не отражаются чувства автора. Главное - сама информация. Много общенаучных слов (тело, энергия, процесс, явление) и терминов (гипотенуза, ринит). Я заменяется на мы.

Официально-деловая речь: устная форма (доклады, выступления) и письменная (документы). Экономия языковых средств, краткость и точность. Языковые штампы, стандартизованность (Оплату гарантируем. Оплата гарантируется в месячный срок по завершении работ), нет сложных конструкций, каждая новая мысль начинается с нового абзаца.

Художественная речь: выполняет функцию эмоционально-образного воздействия на читателя или слушателя. Главное - выразительность, слова могут приобретать оттенки значений или новые значения в соответствии с замыслом автора. Олицетворения, эпитеты, сравнения, метафоры. (Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. А. С. Пушкин)

Публицистическая речь: образна, выразительна, как и художественная речь, но обращена к мысли, факту, документу. Эмоциональна, её предмет - жизнь общества, использует много выразительных средств из всех других стилей. («Козёл отпущения» в образе экономической реформы - это социальный громоотвод).

8. Выберите правильный вариант из данных ниже и впишите его в пропуски текста заявления.

                                                                       1.______________ средней школы №5

                                                                       г. Владивостока

                                                                       2. _______________________________

                                                                       3. _______________________________

                                                                       учителя русского языка и литературы

заявление.

4. _______________ предоставить мне внеочередной отпуск за свой счёт 5. ____________ 6. ____________________________

                                                                      

7. _____________________________

8. ____________________________

1.         а) Господину директору;                            б) Директору;

            в) Дорогому директору;                              г) Директорше.

2.         а) Ивановой Т. П.;                                       б) Ивановой;

            в) Татьяне Павловне;                                  г) Ивановой Татьяне.

3.         а) Архиповой;                                              б) Архиповой Ирины;

            в) от Архиповой Ирины Сергеевны;        г) Архиповой Ирины Сергеевны.

4.         а) Прошу;                                                      б) Я просила бы;

            в) Я хочу попросить;                                              г) Я прошу.

5.         а) на две недели;                                          б) с 5. 09. 16 г. по 19. 09.16 г.

            в) с пятого сентября;                                               г) с 5. 09. 16

6.         а) в связи с болезнью отца;

            б) потому что тяжело заболел отец и за ним нужно ухаживать;

            в) из-за болезни отца;

            г) так как заболел мой отец.

7.         а) Архипова И. С.;                                       б) Ирина Сергеевна;

            в) Ирина;                                                      г) ваша Ирина.

8.         а) сентябрь, 3, 2016 год;                              б) сентябрь 2016 г.;

            в) 09.03. 16.;                                                 г) 03. 09.16 г.

9. Выполните задания 133 - 140 ЧАСТИ VI типового теста.

10. Выберите стилистически правильный вариант.

1. В статье этого известного во всем мире учёного-экономиста ... разнообразные рекомендации по организации малого бизнеса в России.

2. Молекула воды ... в себе два атома водорода и один атом кислорода.

            а) содержит;                                                 б) содержатся;

            в) будут содержаться;                                  г) содержать.

3. Привет! Что ты там ...?

4. Возможные варианты взаимодействия исполнительной и законодательной власти ... в рекомендательном письме Совета министров.

            а) рассматривались;                                     б) рассматриваешь;

            в) рассмотреть;                                             г) рассматриваются.

5. Большое внимание ... в данной работе проблемам занятости населения.

6. Ребёнку тоже внимание нужно ...! А ты как думал!

а) уделять;                                                     б) уделяется;

в) уделял;                                                      г) уделяем.

11. Вставьте нужные глаголы в предложения. Используйте слова для справок.

1.Президент республики _______ с краткосрочным визитом в   наш город вчера вечером.

2. Ректоры всех университетов Дальнего Востока _________________ под     этим историческим для высшего образования региона соглашением.

3. Два наших университета ______________ это решение, руководствуясь более всего экономическими причинами.

4. Безусловно, в данной обстановке было нелегко ______________ к взаимопониманию.

5. Правительство республики призвало все университеты _______________ расширению и укреплению программы «Будущее страны».

6. Президент ____________ в адрес губернатора края поздравительную телеграмму, в которой говорится...

Слова для справок: направить / отправить / послать;

помогать / содействовать / способствовать;

поставить подписи / расписаться / подписать;

приехать / прибыть / заехать;

принять / организовать;

прийти / подойти / приблизиться.

12. Вставьте в данные тексты наиболее уместные глаголы из скобок.

1. Вышла в свет книга Г. Р. Старовойтовой «Уроки русского языка. 7 класс». Особое внимание автор (уделяется, уделяет, будет уделять) опросу на уроках русского языка. В пособии (есть, находятся, содержатся) практические рекомендации для учителей по организации всех разделов урока. Эта очень нужная книга (адресована, адресуется, адресовалась) автором всем словесникам, работающим в 7 классе.

2. Лидер партии «Единство» Сергей Петров (участвовал, принял участие, поучаствовал) в заседании 13 декабря. В своём выступлении он отметил, что его целью было (помочь, содействовать, оказать содействие) в организации избирательной компании единого кандидата от союза «Единства» и партии «Яблоко». Лидеры партийный блоков (пришли к согласию, согласились, соглашались) по этому вопросу.

 

13. Выберите стилистически правильный вариант, соответствующий официально-деловому стилю.

1. В общежитии университета (живёт - проживает) 51 иностранный студент.

2. Я обратился к директору с просьбой (дать - предоставить) мне отпуск по семейным обстоятельствам.

3. Абитуриентам необходимо (дать - подать) документы в приёмную комиссию до 1 июня. 4. При получении денежного перевода следует (показать - предъявить) паспорт.

5. Посол Канады (уехал - отбыл) из Москвы.

6. По радио (сказали - сообщили), что завтра ожидается снегопад.

7. Российский паспорт выдается (лицам - молодым людям), достигшим четырнадцатилетнего возраста.

8. Фирма оказывает содействие в (покупке - приобретении) авиабилетов.

9. Сегодня президент (разговаривал – имел беседу) с членами правительства.

10. Во Владивосток (приехала – прибыла с визитом) делегация японских бизнесменов.  

13. Выполните задания 141 - 150 ЧАСТИ VI типового теста.