Повторение отдельных грамматических тем.
1. Деепричастие
А. Используйте деепричастный оборот из скобок там, где это возможно.
Модель: (услышав новость)
Его охватило волнение.
Он взволновался.
- Услышав новость, он взволновался.
Работа продолжалась. Студенты продолжали работу. (пообедав и отдохнув)
Она захлопнула дверь. Дверь захлопнулась. (выходя из комнаты)
Перчатки пропали. Он потерял перчатки. (возвращаясь домой)
Он не мог ответить на письмо. У него не было возможности ответить на письмо. (не имея адреса)
Б. Образуйте деепричастия от данных глаголов
несовершенного вида совершенного вида
понимать дать
кричать понять
брать сказать
жить найти
любить изучить
радоваться засмеяться
давать взять
идти возвратиться
бороться увлечься
создавать окрепнуть
В. Измените предложения, используя деепричастия.
1. Мать вздохнула и села на стул у окна.
2. Он написал этот учебник, когда он работал в университете.
3. Он проработал в университете 30 лет и ушёл на пенсию.
4. Если вы не знаете дорогу, лучше не отправляйтесь в путь на ночь глядя.
5. Мы познакомились с ним, когда путешествовали по Приморью.
2. Причастие.
А. Образуйте причастия от данных глаголов
действительные
настоящего времени прошедшего времени
работать выполнять
разговаривать ждать
использовать вернуться
говорить идти
идти смотреть
кричать умереть
жить есть
давать беречь
страдательные
настоящего времени прошедшего времени
решать сделать
заканчивать видеть
создавать изучить
волновать купить
любить принести
видеть увлечь
переводить понять
слышать дать
Б. Измените предложения по модели.
Модель: Сын прочитал книгу. Книга, прочитанная сыном.
Сын, прочитавший книгу.
1. Геологи нашли железную руду.________________________________________________
2. Художник написал портрет. ___________________________________________________
3. Завод выполняет план. _______________________________________________________
4. Луна освещает бурное море.___________________________________________________
5. Газета публикует бесплатные объявления читателей._____________________________
6. Ученики не любят строгого учителя.____________________________________________
3. Придаточные предложения.
А. Замените деепричастные обороты придаточными предложениями.
Б. Замените выделенные части предложений конструкциями со значением цели, причины, времени, места и т. д.
4. Выполните задания 51 - 75 ЧАСТИ III типового теста.