Тренируемые речевые умения: а) извлекать из текста фактическую информацию, выделяя основную и второстепенную, определять тему и идею текста; б) репродуцировать прочитанный текст с выделением основной информации.
1. Прочитайте название текста. Попробуйте определить, к какому стилю относится этот текст (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой, художественный).
2. Просмотрите текст в течение 1-2 минут. Попробуйте определить тему текста. Запишите её.
3. Прочитайте текст. Соответствует ли его содержание теме, записанной вами при выполнении задания 2?
Требуется конкурент
Среди массы коммерческих объявлений в газетах, на радио и телевидении ещё ни разу не прозвучало предложение о поиске конкурента для предприятия, организации, института. А ведь именно конкуренты нужны сейчас многим.
В то время, когда российские газеты обсуждали засилье монополий в капиталистическом обществе, в России сложилась опасная ситуация. В машиностроении, например, 85% крупных предприятий - полные монополисты в определённых видах продукции.
Монополией, как вы помните, называется исключительное право на производство или на продажу чего-либо, а также исключительное пользование чем-либо. Такая концентрация производства и капитала помогает крупным компаниям устанавливать господство в какой-нибудь из областей экономики, что приводит к достижению максимальных прибылей.
Из множества зол монополизма выберем лишь один аспект - научно-технический прогресс, который является ключевым звеном экономической реформы. Не секрет, что от темпов научно-технического прогресса зависит ход позитивных перемен в народном хозяйстве. А научно-технический прогресс движется вперёд во многом благодаря конкуренции.
Однако темпы научно-технического прогресса сейчас заметно ниже тех, на которые рассчитывали российские учёные-экономисты в период подготовки современных экономических реформ. Имеющийся в стране большой научный потенциал пока не способен в полной мере решить стоящие перед экономикой задачи.
Глубокий анализ положения, сделанный на состоявшемся недавно заседании комиссии по вопросам социально-экономической политики, позволил определить «узкое место», расширить которое необходимо безотлагательно: в науке, как и на производстве, не изжит монополизм с присущими ему последствиями застоя, зажима нового, господством бюрократической системы.
4. Попробуйте понять новые слова из текста без словаря, анализируя значения частей слова.
1. засилье ¬ сила, сильный, сильнейший
2. монополия (англ.) - моно = 1
3. ключевое звено ¬ ключ
4. безотлагательно ¬ без + отложить, откладывать
5. застой ¬ стоять, стоя, стоящий
5. Определите идею, главную мысль текста. Какое предложение из данных ниже отражает её лучше всего? Объясните свой выбор, приведите примеры из текста.
· Конкуренция - одно из главных условий развития экономики.
· Научно-технический прогресс невозможен без конкуренции.
· Социально-экономическая политика страны направлена сегодня на развитие конкуренции.
6. Выберите правильный вариант окончания предложения.
1. Развитие экономики и науки сейчас...
а) идёт гораздо медленнее, чем предполагалось;
б) идёт в нужном темпе;
в) не обсуждается.
2. Россия имеет большой научный потенциал, который...
а) не даёт развиваться конкуренции;
б) не может пока решить стоящие перед ним задачи;
в) является последствием застоя.
3. Монополизм - это...
а) рассредоточение производства и капитала;
б) одна из причин научно-технического прогресса;
в) исключительное право на производство, продажу или использование чего-либо.
4. Монополизм во многих областях производства...
а) является характерной чертой современной экономики России;
б) не типичен для экономики России;
в) является мировой проблемой.
5. Научно-технический прогресс не может двигаться вперёд...
а) без учёных-экономистов;
б) без экономических реформ;
в) без конкуренции.
6. Как в науке, так и на производстве необходимо...
а) изживать монополизм;
б) увеличивать темпы развития;
в) обсуждать планы и задачи.