Занятие 1

Задание 1. Поддержите диалог в соответствии с заданием.

Представьте себе, что Вы с другом ездили вместе отдыхать на море. Ему поездка понравилась, а Вам нет. Возразите собеседнику. Используйте антонимичные оценочные слова.

 

1. - Сегодня была прекрасная погода! Светило солнце, пели птицы.

    -   ………..

2. - Море сегодня было спокойным, поэтому я много плавал.

     - . . . . . . . .

3. - Автобус, на котором мы ездили на море, был очень удобным.

    - . . . . . . . .

4. - Рядом с нами отдыхала веселая компания. Такие хорошие, приветливые люди!

   - …… … .

5. - День прошел незаметно. Я так хорошо отдохнул.

    - …… … .

Задание 2. Постройте высказывание в соответствии с заданием. Следите за интонацией.

1.Выразите радость:

1.    Вы победили в конкурсе на лучшее сочинение на русском языке.

2.    Вам предоставили возможность бесплатно поехать учиться в Россию.

3.    Ваши друзья из Англии пригласили Вас в гости на месяц.

4.    Ваши друзья с родины привезли Вам от родных посылку.

2. Выразите удивление:

1.    Ваши друзья передали Вам привет от бывшего друга, с которым Вы давно поссорились.

2.    Вы получили приз на конкурсе красоты.

3.    Вы получили премию за лучшую конкурсную работу.

4.    Ваши коллеги похвалили Вас за прекрасный доклад на научной конференции.

3. Выразите сожаление:

1.    Поездка в Москву только на 4 дня.

2.    Премия на конкурсе – только Похвальная грамота.

3.    Стажировка в другую страну лишь на одну неделю.

4.    На Ваш запрос об участии в международной конференции ответили отказом.

Задание 3. Ответьте на реплики собеседника в соответствии с заданной ситуацией и указанным намерением.

Сегодня вы с другом должны сдавать экзамен. Он будет сдавать экзамен первым.

1. Похвалите собеседника:

- Вчера я весь день и всю ночь готовился к этому экзамену. - …

2. Успокойте собеседника:  

- Но я думаю, что совсем ничего не помню. - …

3. Укорите собеседника:     

- Честно говоря, я очень редко ходил на занятия. - …

4. Подбодрите собеседника:

- Наверное, я не сдам экзамен. - …

5. Дайте совет собеседнику:  

- Сам не знаю, что делать . . . - ….

Задание 4. Воспроизведите данные реплики с интонацией, соответствующей следующим намерениям:

1. Вы недовольны:

1. Что Вы принесли // Я просил Вас совсем не об этом //

2. Снова на обед суп // Надоело//

3. Что ты сделал // я только что убирала в комнате, а ты опять намусорил //

4. Опять двойка // Сколько можно //

2. Вы рады:

1.    Прекрасно // Я так давно мечтала о такой поездке //

2.    Отлично // Я сдал тест //

3.    Наконец-то я получил письмо от родных // У них все в порядке //

4.    Я стал отцом // Поздравь меня //

3. Вы удивлены:

1.    Как // уже пора домой // А кажется // что мы только что пришли //

2.    Ты не пошел на свидание // Что случилось //

3.    Ты вовремя пришел на занятия // На   тебя это совсем не похоже //

4. Вы грустите:

1.    Какая плохая погода // Так хочется куда-нибудь сходить //

2.    Так давно не видел родных // Хочется домой //

3.    Опять с подругой поссорился // Грустно //

 

 

Задание 5. Просмотрите эпизод из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». После просмотра видеосюжета составьте подробный рассказ об увиденном в соответствии с предложенным заданием.

 

Расскажите об увиденном друзьям. Ваш рассказ должен включать описание ситуации, действующих лиц, а также объяснение, почему, по Вашему мнению, возникла такая ситуация.

 

Описание видеосюжета:

Идет сильный дождь. На автобусной остановке стоит очередь. Все ждут автобуса. Здесь стоит молодой человек без зонта, он весь мокрый. Почти все уже уехали и только он и еще один человек пропускают женщин и детей и сами не успевают сесть в автобус. Наконец молодой человек вошел в автобус. Здесь очень много людей. На месте, предназначенном для инвалидов и женщин с детьми, сидит мужчина. Рядом с ним стоит сумка с пустыми бутылками. Видно, что он любитель выпить. Рядом с ним стоит беременная женщина. Пассажиры автобуса требуют, чтобы мужчина уступил место беременной женщине, но он спорит с ними и не собирается уступать ей место. Свидетелем этой ситуации стал молодой человек, который недавно вошел в автобус. Он надел солнцезащитные очки, притворился слепым и, вытянув перед собой руки, начал искать свободное место. Когда он подошел к месту, где сидел человек с бутылками, мужчина, поняв, что перед ним инвалид, убрал с соседнего места сумку с бутылками и предложил молодому человеку сесть рядом с ним. Молодой человек снял очки и предложил сесть на освободившееся место беременной женщине. Поняв, что его обманули, мужчина с бутылками рассердился и начал драку в автобусе. Эпизод заканчивается в отделении милиции, где хулигана ждет наказание.

Задание 6. Вы инициатор диалога. Подробно расспросите своего собеседника, исходя из предложенной ситуации.

Вы прочитали в газете объявление:


Дальневосточный государственный университет приглашает к участию в конкурсе всех желающих. Победитель получает возможность поехать на стажировку в международный университет г. Мехико. Требования к кандидатам:

-          образование;

-          деловые качества;

-          знание иностранных языков;

-          опыт работы в высшей школе;

-          умение работать в коллективе.

Более подробную информацию Вы можете получить по телефону (4232) 117-21-45


Это объявление вас заинтересовало. Позвоните по указанному телефону и расспросите обо всем как можно более подробно, чтобы оценить свои шансы на победу в конкурсе.

Задание 7. Примите участие в беседе на тему «Строительство атомной электростанции в Приморском крае». При необходимости используйте материал текстов.

Примерный сценарий проведения беседы

Сценарий речевого поведения преподавателя

Реплика-стимул

Схема речевого поведения тестируемого

1. Ввод в проблему. Запрос мнения

Сейчас одна из важнейших проблем - ...    Как Вы относитесь к этой проблеме?

Высказывание мнения

2. Запрос. Уточнение информации

Что значит «...»? Как Вы понимаете «...»?

Уточнение информации

3. Запрос разъяснения мнения

Объясните, что Вы имеет в виду?

Разъяснение

4. Запрос информации

А что Вы знаете об этом?

Информирование

5. Запрос оценочного суждения

А как Вы думаете, почему так происходит? Как Вы можете оценить происходящее?

Оценка

6. Запрос обоснования

А что вы предлагаете ...? Обоснуйте своё мнение

Обоснование оценки

7. Запрос сравнения

А Вы можете сравнить ... ?

Чем отличаются ... и ... ? В чем они похожи ?

Сравнение

8. Запрос примера

Приведите, пожалуйста, пример ...

Пример

9. Запрос предположения

А как Вы думаете ...?

Как Вам кажется, возможно ли... ?

Предположение

10. Запрос вывода

Сделайте вывод, пожалуйста

Вывод


я считаю, что                                по моему мнению // по (словам) мнению (кого?)

по-моему                                       на мой взгляд

с моей точки зрения                  я думаю, что

говорят (пишут, сообщают, ...), что


    

ЧЕМ ОПАСНЫ АВАРИИ НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ?

Чернобыльская авария, как и предыдущие на атомных промышленных объектах (Уиндскейл и Кыштим в 1957 году, Три-Майл-Айленд в 1979 году), явилась результатом погони человека за сиюминутными выгодами. Масштабы этой аварии приняли характер гигантской экологической катастрофы, затронувшей жизнь десятков миллионов людей.

В результате аварии атомный реактор Чернобыльской атомной станции около двух недель подряд непрерывно выбрасывал в атмосферу радиоактивные материалы. За это время в воздух попало большое количество разных радиоактивных веществ, значительную часть которых составляли радиоактивные изотопы цезия и стронция.

Основная масса их выпала в виде осадков на территории Белоруссии, России и Украины, меньшая - на всей остальной поверхности Земли: в странах Европы, в Китае, Японии, США и др.

Только в Белоруссии, России и на Украине была загрязнена выбросами станции территория, превышающая 100 тысяч квадратных километров. Загрязненными оказались почва, вода, воздух, жилье людей, продукты питания. Радиоактивность в сотнях населенных пунктах на ее территории оказалась в 5-10 раз выше нормальных значений, сделав невозможным проживание людей на загрязненных территориях. Так появились экологические беженцы. Десятки тысяч людей вынуждены были покинуть свои дома и уехать из родных мест. Под угрозой оказались генофонд и иммунная система людей. Пострадали и естественные экосистемы: леса, болота, озера, реки. Ученые обнаружили отклонения в развитии и нарушение генетического материала у различных растений и животных. Трагедия в том, что последствия этой аварии будут сказываться еще многие десятки лет.

нужна ли приморскому краю атомная электростанция?

О строительстве АЭС на Дальнем Востоке начали говорить ещё в конце 70-ых годов. Причина тому - местный уголь, обладающий низкой калорийностью и большой влажностью. Строительство АЭС в Приморье предполагалось начать в 1982 - 83 годах, а ввести станцию в строй намечали в конце 80-ых годов. Однако Чернобыль на время приостановил этот процесс.

Затем возникли сложности с финансированием, но, главное, против строительство встало общественное мнение. Правительство не проводило пропаганду и не объясняло людям, что же такое атомная станция и зачем она нужно Приморью. Вот несколько спорных моментов, из-за которых противники и сторонники атомной энергетики постоянно сталкиваются лбами:

1. безопасность. Главной частью АЭС является атомный реактор. На данный момент, по словам директора строящейся АЭС, в России уже созданы реакторы третьего поколения, которые обладают свойствами самозащищённости (реактор сам гасит все аварийные ситуации) и имеют три уровня защиты: самой активной зоны, реактора и плюс бетонный колпак сверху.

2. ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ. Защитники аэс утверждают, что тепловые станции более вредны, так как выделяют в атмосферу огромное количество углекислого газа, что приводит к повышению средней температуры на Земле, таянию ледников и т.д. Но учёные доказали, что потепление связано не с ТЭЦ, а с космическими факторами.

3. РАДИАЦИЯ. И всё же угольные станции наносят окружающей среде вред больший, чем атомные. Ведь опасна не сама АЭС, опасны её отходы. На нормальных АЭС отработанное радиоактивное топливо 5 лет хранится в специальных отстойниках перед его вывозом для того, чтобы оно не причиняло никому и ничему вреда.

4. ОТХОДЫ. В России ядерные отходы складируются в федеральных могильниках городов Челябинск-40, Томск -7 и Красноярск-26. Поэтому тот, кто думает, что вместе с атомной станцией в Приморье будут строить ядерные могильники, ошибается. И всё же проблема ядерных отходов не становится легкоразрешимой. Борис Преображенский, профессор кафедры общей экологии ДВГУ: «На Земле нет ни одного места, где можно хранить ядерные отходы. Существующая технология несовершенна. Ведь стеклоблоки должны будут храниться тысячи лет - столько длится период полураспада. А для воды нет преград, она обязательно просочится, и потом эти отходы через круговорот воды в природе упадут нам на голову».

вопросы

1. Как вы видите, о строительстве АЭС на Дальнем Востоке начали говорить еще в конце 70-х годов. В чем причина необходимости   этого строительства? Как вы относитесь к этой проблеме?

2. Строительство   атомных электростанций – это один из способов получения энергии и экономии природных ресурсов. Почему многие экологи протестуют против этого строительства? Ваше личное мнение по этому вопросу.

3. В 1986 году произошла авария на Чернобыльской АЭС. Что вы о ней знаете?

4. В результате Чернобыльской аварии пострадало много людей, в воздух было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Но как же быть без источников атомной энергии?

5. Есть альтернатива АЭС. Это тепловые, угольные, ветряные станции, а также станции, использующие энергию приливов и отливов. А вы можете сравнить эти станции?

6. Многие ученые утверждают, что опасность АЭС не в ней самой, а в ее отходах. Каков ваш взгляд на эту проблему?

7. Предположим, что вам дали возможность принять решение: строить    или не строить АЭС в вашем городе. Что бы вы решили?

8. Мы с вами поговорили о некоторых проблемах строительства АЭС. Какой же вы можете сделать вывод из нашей беседы?