Вырабатываются специальные умения и навыки: употребление сложного предложения, умение употреблять средства союзной связи частей сложносочиненного и сложноподчиненного предложения. Знание правил замены деепричастного оборота соответствующим по смыслу придаточным предложением.
предложение
↓ ↓
простое сложное
(S) Praed (Obj) : Мама читает книгу. (S1) Praed1..., (S2) Praed2... .
Этого автора в России мало знают. Я работаю, а ты отдыхаешь.
↓ ↓
сложносочинённое сложноподчинённое
(S1) Praed1= (S2) Praed2 (S1) Praed1 ¹ (S2) Praed2
Мама работает, а дети учатся. Когда мама работает, дети учатся.
¯ ¯
И, А, НО; главное предложение +
и ...и, или ... или... и др. придаточное предложение
¯
Виды придаточных:
1. определительные
2. изъяснительные
3. обстоятельственные
определительные придаточные
Я прочитал роман, какой? который только что вышел из печати (роман).
из которого я узнал много нового (из романа).
по которому сняли фильм (по роману).
которым интересуются все (романом).
о котором все говорят (о романе).
Союзные слова который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда и указательные слова ТОТ, ТАКОЙ:
Мы живём в стране, где любят спорт.
Настала минута, когда я понял всё.
Я рад был видеть друга, чьи советы мне всегда помогали.
Опасность появилась с той стороны, откуда мы её совсем не ждали.
Я хорошо знаю тот район, куда ты направляешься.
Редко бывают в мае такие дни, какой был сегодня.
придаточные изъяснительные
Я слышу, что кто-то пришёл.
Мы хотели бы знать, сколько человек приедет.
Никто еще не думал, когда и где лучше устроить собрание.
Союзы и союзные слова ЧТо, чтобы, как, кто, какой, сколько, почему, зачем, где , куда, откуда.
Соотносительное местоимение то ... что:
Мы должны добиться того, чтобы все студенты выполняли домашнее задание.
Заключаться в том, что...
объясняться тем, что ...
стремиться к тому, чтобы ...
состоять в том, что ... и т.д.
ЧТО |
ЧТОБЫ |
реальное, возможное действие: 1. глаголы речи - говорить, сказать, сообщить, писать, читать и т.д.; 2. глаголы мыслительной деятельности - думать, отрицать, пояснять и т.д.; 3. глаголы восприятия - видеть, слышать и т.д.; 4. глаголы чувства - ощущать, бояться, переживать, опасаться и т.д. |
требуемое или желательное действие 1. глаголы побуждения - разрешить, требовать, просить, советовать, рекомендовать, влиять и т.д.; 2. глаголы желательности - желать, ждать, мечтать, добиваться, стремиться, предпочитать и т.д. |
КАК - при глаголах восприятия: смотреть, заметить, слушать, следить и т.д.
обстоятельственные придаточные
место Где? Куда? Откуда?
там - где, туда - куда, оттуда - откуда
Мы направились туда, откуда слышались смех и весёлые голоса детей.
Город построили там, где раньше была глухая тайга.
время Когда?
когда; пока; с тех пор как; прежде чем; как толькО; до того как и др.
Когда отец возвратился, то ни дочери, ни сына не было.
После того как работа была закончена, все разошлись.
ЦЕЛь Зачем? С какой целью?
чтобы; для того(,) чтобы; с тем(,) чтобы
Он записал адрес для того, чтобы не забыть.
Я пришёл, чтобы сообщить вам об этом.
ПРИЧИНА Почему?
потому что; так как; ибо; по причине того (,)ЧТО; благодаря ТОМУ (,) ЧТО и др.
Спать не хотелось, так как на душе было неспокойно.
Оттого, что мы встали рано, день казался очень длинным.
УСЛОВИЕ При каком условии?
если, коли, раз, когда
Раз дождя нет, можно идти дальше.
Если ты устал, давай останемся сегодня дома.
уступка Несмотря на что?
хотя; несмотря на то(,) что; пусть (пускай)
Хотя наступил вечер, было очень жарко.
Пусть нам будет трудно, мы не остановимся в пути.
1. Закончите предложения.
Я встретил своего друга, который _______________________________
которого _______________________________
с которым ______________________________
которому _______________________________
о котором _______________________________
к которому ______________________________
Мне нравится этот старый дом, про который ________________________
за которым _______________________
около которого ____________________
перед которым ____________________
который _________________________
к которому _______________________
Недавно я прочитал новую повесть М. Веллера, которая ________________
о которой _______________
с которой _______________
про которую _____________
2. Из двух простых предложений составьте сложное, используя союзные слова чей, который, какой.
1. Я беседовал с профессором. Советы профессора мне всегда помогают.
____________________________________________________________
2. Архитектор подробно рассказал о своём проекте собравшимся. Его проект получил на выставке первую премию.
____________________________________________________________
3. Я недавно познакомилась с таким интересным человеком. Такого человека не часто встретишь.
____________________________________________________________
4. Она так любила делиться своими сокровенными мыслями с бабушкой. Бабушкины советы помогали ей в трудную минуту.
____________________________________________________________
5. Новый год я просто люблю как очень добрый праздник. С этим праздником связаны ожидания чего-то радостного и чудесного.
______________________________________________________________
3. Вставьте в предложения слова который, где, чей, куда, откуда, когда, какой, что.
1. Поспешное решение, _______ он принял, теперь уже казалось ему неверным.
2. Сестре приснился сон, _________ она идёт в лесу по глубокому снегу.
3. Несколько дней моего друга не оставляла мысль, ____________ образом решить эту задачу.
4. Перед матерью встал вопрос, _____________ повезти детей летом.
5. Слуга, ____________ был тогда со мной, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над ________________ подшутил я так жестоко и ___________теперь так жестоко отомщена. (А. Пушкин)
6. Всё, _________ угнетает и печалит человека, всё, ____________ вызывает хотя бы одну слезу, должно быть вырвано с корнем (К. Паустовский).
7. Вечер оказался таким, ____________его обещало утро (М. Горький).
8. Опасность появилась с той стороны, _______ мы её вовсе не ожидали (В. Арсеньев).
9. Молча с Грушницким спустились мы с горы и пошли по бульвару мимо окон дома, ____________ скрылась наша красавица (М. Лермонтов).
10. Это был такой замечательный день, ___________ в душе всё поёт.
4. Вставьте в предложения союзы что или чтобы .
1. Он, чувствуя затруднительность своего положения, объявил, _________ искал давно случая открыть ей своё сердце.
2. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел, _______ поскорее закладывали лошадей.
3. Политические наблюдатели говорят, ___________ американское общество сдвинулось, с политической точки зрения, вправо.
4. Эд Калгер напоминает, _________ сейчас у большинства американцев послевоенного поколения уже есть дети дошкольного и студенческого возраста и ___________ на плечи этого нового поколения ляжет забота об их стареющих родителях.
5. Дела мои требовали, _______ я покинул службу на некоторое время (А.Герцен).
6. Всем известно, __________ Пушкин лучше всего писал осенью (К.Паустовский).
7. Необходимо, ____________ у читателей исчезло представление о писателе как о человеке, бродящем повсюду с неизменной записной книжкой в руках, как о профессиональном «записывателе» и соглядатае жизни (К.Паустовский).
8. Родион Жуков, немного подумав, велел, ____________ Петя рассказал ещё раз, не торопясь (В.Катаев).
9. Он (полковой командир) желал одного: исправить во что бы то ни стало ошибку, __________ не быть виновным ему, ни в чём не замеченному, примерному офицеру (Л. Толстой).
10. Но ведь некоторые равнодушные турбюро таких деталей не сообщают, не предупреждают, __________ ждёт путешественника. А хорошо бы, ___________ предупреждали. Это им же выгоднее (Т. Толстая).
5. Дополните данные предложения придаточными предложениями с союзами что, чтобы.
1. Прохожий объяснил мне, ______________________________________
2. Вдали послышался какой-то шум, и мы догадались, _________________
3. Друг прислал записку, _________________________________________
4. Преподаватель говорит,________________________________________
6. Измените данные простые предложения по модели так, чтобы они стали сложноподчинёнными. Используйте слово ЧТОБЫ.
Модель: Она просила меня не забывать её. - Она просила, чтобы я не забывал её.
1. Он просил нас не уезжать без него.
____________________________________________________________
2. Я не могу требовать от вас рассказа о ваших планах.
____________________________________________________________
3. Я что-то не помню о его обещании приехать к нам в гости.
____________________________________________________________
4. Режиссёр требует от актёров выполнения его указаний.
___________________________________________________________
5. Я сомневаюсь в твоих возможностях сделать эту работу.
_____________________________________________________________
7. Замените, где возможно, союз что союзом как. Объясните, как изменится при этом смысл высказываний.
1. И тут я в первый раз увидел, что Иван улыбается.
2. По радио сообщили, что в ближайшие дни ожидается значительное похолодание.
3. Мы не заметили, что солнце зашло и в воздухе стало прохладно.
4. Вы знаете, что в морозные солнечные дни снег искрится и скрипит под ногами.
5. С вершины сопки нам хорошо было видно, что по дороге движется колонна грузовиков.
8. Допишите предложения.
1. Было уже совсем темно, когда ___________________________________
2. Когда _____________________________, мы увидели речку и деревню на противоположном берегу.
3. Светило солнце, и роса сверкала на траве и листьях, когда ____________
4. Когда дует сильный ветер, ______________________________________
5. Однажды, когда я занимался в читальном зале, _____________________
6. Когда наступила зима, ________________________________________
9. Составьте сложные предложения из двух простых. Используйте союзы когда, пока, в то время как.
1. Нас пугают грядущим кризисом. Я к этим прогнозам отношусь крайне скептически.
2. Солнце поднимается над полями. Я невольно улыбаюсь от радости.
3. Он слушал эти рассказы о любви. Ему вспоминалась его собственная любовь к Татьяне.
4. Я открывал окно. В комнату залетали сухие дубовые листья.
5. Мы прощались. Он крепко пожимал мне руку и желал счастливого пути.
10. Сделайте простые предложения сложными.
1. При возвращении на родину из заграничной командировки наши специалисты встретились с родственниками.
______________________________________________________________
2. При поступлении в ДВФУ отныне молодым селянам Яковлевского района не придётся выезжать за пределы района.
______________________________________________________________
3. Во время работы на компьютере он забывает обо всём на свете.
______________________________________________________________
4. Во время учёбы молодому человеку необходима государственная поддержка в получении образования.
______________________________________________________________
11. Вставьте союз после того как или с тех пор как. Укажите случаи, когда возможны оба союза.
1. __________________ Николай Басов и Александр Прохоров создали квантовую электронику, лазер и мазер, трудно найти область промышленности, где бы не применялись эти изобретения.
2. Телевидение и Интернет, оборудование для глазных операций появились в нашей жизни, ________________ были сделаны эти открытия.
3. ______________ напишешь дипломную работу, можешь считать себя свободным.
4. ______________ Владимир Вернадский разработал целостное учение о биосфере, он первым определил роль живых организмов в формировании грунта, поверхности и воздушного пространства Земли.
5. ______________ получишь визу, ты сможешь сразу же поехать за границу.
12. К данным придаточным предложениям допишите главные.
1. Прежде чем поручить ему эту ответственную работу, _______________
2. До того как вернётся с работы отец, ______________________________
3. Прежде чем ты уедешь на родину, _______________________________
4. Прежде чем уходить из дома, ___________________________________
5. До того как за мной зайдёт друг, ________________________________
13. Прочитайте предложения с союзами пока не и пока. Укажите вид глаголов в главном и в придаточном предложениях и определите соотношение действий главного и придаточного предложений во времени: укажите случаи, когда действие главного предложения происходит:
а) одновременно с действием придаточного предложения;
б) раньше действия придаточного предложения
1. Часа три мы шли без отдыха, пока в стороне не послышался шум воды (В. Арсеньев).
2. Всё время, пока я ехал по тайге, заливались птицы, жужжали насекомые (А. Чехов).
3. Пока Николай Никитич раздумывал над этим, туча закрыла солнце и переползла через реку (К. Паустовский).
4. Минут двадцать я бесцельно бродил по одному месту, пока не успокоился (В. Арсеньев).
5. Они долго стояли на высоком берегу, пока пароход не скрылся за поворотом реки (К. Паустовский).
6. Он сам понимал, что пока он доберётся до дома, пройдёт много времени.
7. Точка зрения, что старение – это плоды цивилизации, существовала довольно долго, пока уже в наше время не было открыто явление запрограммированной смерти клеток.
14. Соедините два предложения при помощи союза по мере того как.
1. Мы серьёзнее изучали русский язык. Нам становилось легче общаться с русскими людьми.
2. Новые студенты, приехавшие из разных стран, лучше узнавали друг друга. В группе складывались прекрасные отношения.
3. Путешественники поднимались на гору. Перед ними открывался прекрасный вид.
4. Становилось теплее. Туман сгущался.
15. Ответьте на вопросы утвердительно. Подчеркните быстроту следования одного действия за другим, употребив союзы как только, только лишь, едва только.
1. Когда вы сдадите все экзамены, вы уедете на родину?
2. Вы поняли меня, когда я повторила это предложение?
3. Ты позвонишь мне, когда доберёшься до дома?
4. Ты вернёшься с дискотеки, когда начнёт темнеть?
5. Ты приедешь ко мне, когда я тебя позову?
16. Вставьте в предложения союзные слова где, куда, откуда. Задайте вопросы от главного предложения к придаточному. Скажите, в каких предложениях есть указательные слова и чем они выражены.
1. Он поскакал туда, … слышались частые выстрелы (Л. Толстой).
2. Накануне был первый тёплый дождь. Везде, … не было мостовой, вдруг зазеленела трава (Л. Толстой).
3. Со всех сторон, … ни посмотришь, громоздились и надвигались горы (А.Чехов).
4. Смотреть туда, … потерялась черта между небом и землёю, было хорошо (М. Горький).
5. Лесничий ехал туда же, … и Леонтьев (К. Паустовский).
6. В конце узкого зала, … стояла молодёжь с курсов и из университета, раздался смех и хлопки (А. Толстой).
7. Солнце уже закатилось. Там, … оно село, полоса бледно-золотистого, лимонного цвета тянулась вдоль небосклона (И. Тургенев).
17. Скажите, что нужно делать, чтобы
- не болеть;
- закончить университет с отличием;
- прекрасно владеть русским языком;
- развить силу, ловкость, выносливость.
18. Замените выделенные конструкции придаточными предложениями, выражая при этом оценку причины.
1. Он не мог пойти на концерт популярного певца из-за болезни.
2. Благодаря солнцу земля быстро просохла после дождя.
3. Спортивные соревнования не состоялись из-за ненастной погоды.
4. От усталости у меня разболелась голова.
5. Он не выполнил это поручение из упрямства.
6. Молодой преподаватель не справился с порученной работой по неопытности.
7. Мой сын учился в университете очень хорошо благодаря своим способностям.
8. Из чувства любви он всё ей прощал.
9. По легкомыслию студентка пропустила много занятий и не смогла успешно сдать тест.
10. Из-за тумана транспорт замедлил движение, и мы опоздали на работу.
19. Измените предложения по модели там, где это возможно. Объясните, какие ситуации описывают данные предложения.
Модель: Если бы вы увидели леса Приморского края, вы полюбили бы их (нереальное условие).
Если вы увидите леса Приморского края, вы полюбите их
(реальное условие).
1. Если бы ты был убеждён в своей правоте, то стоило бы бороться.
2. Если бы Земля была не так удалена от Марса, учёные уже сейчас могли бы больше знать об этой планете.
3. Она не представляла, как сложилась бы её жизнь, если бы у неё не было интересной работы.
4. Я бы закончила работу сегодня вечером, если бы мне не помешали.
5. Если бы попалась интересная книга, я бы читала её всю ночь.
6. Если бы врач пришёл на полчаса позже, спасти больного было бы уже невозможно.
7. Если бы аспирант прочитал эту работу раньше, он иначе построил бы свою диссертацию.
8. Если бы он повнимательнее присмотрелся к этой девушке, он нашёл бы в её характере много прекрасных черт.
9. Если бы мы опоздали хоть на пять минут, поезд бы уже ушёл, и это, может быть, изменило бы нашу жизнь.
20. Дополните предложения придаточными уступительными, используя союзы хотя; несмотря на то(,) что.
1. Я не сердилась на него, _______________________________________
2. Она выглядела очень молодо, __________________________________
3. Мальчик был очень тепло одет, _________________________________
4. Он плохо понимал, о чём говорил преподаватель, __________________
5. Мы пошли поздно вечером гулять, _______________________________
Замените союзы хотя и несмотря на то(,) что на как ни и сколько ни, внося в предложения необходимые изменения.
1. Хотя она очень любила Москву, после окончания института с радостью
согласилась поехать работать на Дальний Восток.
2. Несмотря на то что я много раз давала себе слово сразу отвечать на письма моих друзей, всё же каждый раз я посылаю ответы не раньше, чем через два-три месяца.
3. Хотя я долго вспоминала название нужной для работы книги, так и не смогла вспомнить.
4. Хотя он всеми силами старался забыть об этом неприятном разговоре, обида не проходила.
5. Несмотря на то что я тщательно проверила своё сочинение, преподаватель всё же нашел в нём несколько ошибок.
22. Прочитайте предложения. Найдите сочинительные союзы и объясните их значение.
1. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит… (Н. Некрасов).
2. Не то он завидовал Наталье, не то сожалел о ней (И. Тургенев).
3. Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе (В. Арсеньев).
4. И грустно становится, и смеяться хочется, когда слушаешь подобные истории.
5. Либо ты ко мне приедешь, либо я приеду к тебе.
6. Или ты плохо объясняешь, или я очень устала, чтобы тебя воспринимать, но я ничего не понимаю.
7. В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду (А.Толстой).
8. Тонкий голосок Муму никогда не раздавался даром: либо чужой подходил близко, либо где-нибудь поднимался подозрительный шум (И. Тургенев).
23. Вставьте подходящие по смыслу союзы но, а, и, то…то, не то… не то, или…или, то ли… то ли. Дайте возможные варианты.
1. Я всегда видела его с людьми. … он сам разговаривал с кем-нибудь, … кто-нибудь задавал ему вопросы.
2. Теперь я уже не помню, почему мы поссорились: … я был тогда не прав, … мой товарищ не хотел понять моего тогдашнего настроения.
3. … у моего друга изменился адрес, … он уехал и не получил ещё моего письма, … ответа от него до сих пор не было.
4. Я замечаю, что из года в год в эти дни ненастная погода: …идут грозовые дожди,… стоит такой холод, что на улицу не хочется показываться.
5. Ночь прошла беспокойно. Я прислушивался к странным звукам и не мог понять, что это: … это ветер шумел, … кто-то стучал в ворота нашего дома.
6. Мне хотелось хорошенько обдумать новое предложение,… меня торопили с ответом.
7. Мы поднялись на вершину сопки, ... перед нами открылась панорама большого города.
8. Стало совсем темно,… движение по улицам не прекращалось.
Это не дождь идёт, … ветер шумит.