Тренируемые умения и навыки: способность тестируемого достигать целей коммуникации в различных сферах общения с учетом характера социальных и поведенческих ролей.
1. Представьте себе, что Вы с другом посетили цирковое представление. Вам оно не понравилось. Ваши точки зрения совпадают. Выскажите аналогичное мнение другими (неоднокоренными) словами.
А: - Какой-то ужас, ничего более скучного я давно не видел.
Б: - Да уж, время напрасно потерял.
Вы: …
А: - Номера примитивные, артистам нечем было удивить зрителей.
Б: - Старо, как мир…
Вы: …
А: - Музыка такая оглушающая!
Б: - У меня даже голова заболела.
Вы: …
А: - А какие дорогие билеты! Я жалею, что заплатил целых 500 рублей!
Б: - Вот уж точно! Многим не по карману!
Вы: …
2. Ваш друг открыл свой собственный магазин, но теперь жалеет об этом. Убедите друга, что он поступил правильно.
- Нет, не надо было мне затевать свой собственный бизнес. Сразу возникло столько сложностей!
- …
- За аренду помещения платить дорого, а прибыли пока никакой!
- …
- Боюсь, что мне нечем будет платить зарплату продавцам, и они уволятся в первый же месяц. Один я не справлюсь со всей работой.
- …
- А главное, на что я буду кормить семью, если мой бизнес прогорит? Откуда я возьму деньги?
- …
3. Поддержите диалог, используя слова, данные в задании. Для выражения заданного намерения произнесите их с соответствующей интонацией.
1. Выразите недоумение.
(- Представляешь, Алла защитила кандидатскую диссертацию!)
- Неужели? Надо же! Какая молодец!
2. Выразите сожаление.
(- Сергей Иванович на больничном, он сломал ногу.)
- Неужели? Надо же! Как же он так? Вот не повезло…
3. Выразите восторженное мнение.
( - Анна написала, что выходит замуж. Свадьба через месяц!)
- Вот так новость! Здорово! Передай ей мои поздравления!
4. Выразите укор.
( - Коля решил бросить учёбу. Говорит, что его совсем перестала интересовать экономика).
- Вот так новость… И что же, он собирается идти в армию?
3. Выразите заинтересованность.
( - Наташа решила участвовать в конкурсе «Знаете ли вы Японию?». Победитель поедет в путешествие по этой стране.)
- Очень интересно! Она давно увлекается японской культурой, думаю, у нее есть шансы на победу.
6. Выразите недовольство.
(- Всё, мамочка, пока, я пошла в кино!).
- Очень интересно! А кто будет заниматься уборкой? Всё должна делать мать?!
4. Просмотрите видеосюжет. Составьте монолог-рассуждение на тему «Всегда ли клиент прав?» В качестве примеров и иллюстраций при рассуждении используйте материалы видеосюжета из фильма «Вокзал для двоих».
5. Вы – директор туристической фирмы. Вы получили жалобу от группы туристов. Вызовите сотрудницу и проведите с ней беседу, в ходе которой Вы должны:
- обозначить тему разговора;
- выяснить причины (объективные и субъективные);
- высказать собственный взгляд на случившееся;
- объявить о своём решении.
Директору турфирмы «Люкс»
от группы туристов
жалоба.
С 10 по 18 сентября мы находились на отдыхе в Китае по путевкам, приобретенным в вашей фирме. Руководителем нашей группы была ваша сотрудница Е.И. Антонова. Сообщаем вам, что Е.И. Антонова не выполняла свои обязанности в полной мере, а именно:
· по прибытии в гостиницу она, заселившись в лучший номер, ушла, оставив группу самостоятельно решать все вопросы, возникающие при заселении;
· отсутствовала во время некоторых экскурсий, поэтому туристы должны были сами руководить действиями экскурсовода, в то время как это является обязанностью руководителя группы;
· когда у туриста В.В. Шевченко пропали в гостинице личные вещи (возможно, были украдены кем-то из персонала гостиницы), Е.И. Антонова отказалась обращаться с этим вопросом в дирекцию гостиницы.
Из-за халатного отношения Е.И. Антоновой к своим обязанностям наш отдых был испорчен, поэтому мы требуем от вас принятия каких-либо мер в отношении этой сотрудницы. Считаем, что ее работа наносит урон имиджу вашей фирмы.
20.09.2017 г. 12 подписей
6. Примите участие в обсуждении проблемы «Влияние СМИ на развитие детской агрессивности».
Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.
В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.
Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов.
Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя, ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.
Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты или находятся в красивом помещении, или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой и другими агрессивными моделями поведения. Это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.
Насилие на экране провоцирует жестокость?
Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. И идентифицирует себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки», как в передаче «Улица Сезам»
Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающаяся на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.
Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тому, что достигается наркотиками. Американский психолог А. Мори пишет, что продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику. Развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Ребенок с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не идет развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.
Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.