Кораблестроительное образование на Дальнем Востоке: события и вехи

2 апреля 2015

Валерий ПОСТНИКОВ [текст]

Владивосток, 2 апреля, газета «Остров.ру». Кораблестроение, наряду с авиацией и космонавтикой, имеет стратегическое значение для развития страны. Поэтому 75-летие кораблестроительного образования на Дальнем Востоке, которое мы отмечаем 3 апреля, — это знаменательная дата не только для университета, но и для всей России.

Исторически сложилось так, что Владивосток стал центром кораблестроительного образования на Дальнем Востоке и одним из главных в стране. Оно зародилось в Государственном дальневосточном университете (ГДУ) — предшественнике ДВФУ. История показывает, что на протяжении ХХ века на Дальнем Востоке происходили важнейшие события в российском кораблестроении, о которых нам нужно знать и которыми мы можем гордиться.

В 1925 году во Владивостоке защитил диплом первый специалист-кораблестроитель на Дальнем Востоке.

Им стал Пётр Пантелеев, который подготовил проект «Теплоход электросварной конструкции для рейсов Владивосток — Петропавловск­на­Камчатке» и получил диплом инженера­кораблестроителя.

В 1920­х годах кораблестроительное образование можно было получить на механическом отделении технического факультета ГДУ, а с 1930 года — в рамках механико­энергетического факультета Дальневосточного политехнического института (ДВПИ). Пётр Кузьмич Пантелеев стал первым преподавателем кораблестроительных специальностей ГДУ, а затем ДВПИ. Его отличали энциклопедическая образованность и разносторонние знания. Он владел английским, немецким, итальянским и французским языками. Эти знания очень помогли ему при работе над дипломным проектом, материалы для которого он собирал в иностранных журналах.

За годы своей работы П. Пантелеев вел обширные специальные курсы: «Теория корабля», «Качка судов», «Вибрация судов», «Строительная механика корабля» и многие другие. В истории университета имя П.К. Пантелеева сохранится навсегда как имя первого выпускника­кораблестроителя, выдающегося преподавателя специальных дисциплин, первого заведующего кафедрой судостроения.

4 ноября 1930 года во Владивостоке было спущено на воду первое в СССР цельносварное судно.

Сейчас сварочные технологии — это основа судостроения. Но когда­то это было техническим нововведением, даже, можно сказать, кораблестроительной революцией ХХ века. Эту революцию в нашей стране произвел Виктор Вологдин (1883–1950) — выдающийся советский ученый и инженер, пионер применения электросварки в судостроении, ректор ГДУ (1925–1928).

В 1909 г. Виктор Петрович окончил Политехнический институт в Петербурге. В годы Гражданской войны оказался на Дальнем Востоке, воевал на стороне Колчака. С ноября 1919­го — представитель Морского ведомства и директор правления «Дальзавода» во Владивостоке. В 1920 году он начал исследовать вопросы применения электросварки для ремонта судов, был избран профессором ГДУ во Владивостоке. В 1925 году создал первую в СССР научно­исследовательскую лабораторию газовой и электрической сварки в ГДУ.

В 1928 году он спроектировал цельносварной Казанский мост на полуостров Шкота во Владивостоке. Четыре сварщика сварили мост с пролетом 25 м всего за 20 дней, сэкономив 20–25 % металла по сравнению с клепаной конструкцией. Благодаря этому опыту в 1930 году под руководством ученого было построено первое в СССР цельносварное судно — буксирный катер серии «Ж» (ЖС­6). После этого сварка стала распространяться в кораблестроении. В 1935 году в Ленинграде Вологдин принимал участие в проектировании и строительстве первого полусварного морского парохода «Седов». К началу Великой Отечественной войны сварка в судостроении почти полностью вытеснила клепку.

В январе 1940 года были организованы кораблестроительный и судомеханический факультеты ДВПИ.

Этот год считается годом рождения факультета (КСФ), затем Морского института, а в настоящее время это кафедры Инженерной школы ДВФУ.

Отметим, что в 1937 году судостроительные специальности в ДВПИ были временно закрыты, но с созданием КСФ ДВПИ в 1940 году кораблестроительное образование было возрождено, и с тех пор страна получила множество специалистов. В годы Великой Отечественной войны многие преподаватели и студенты ушли на фронт, но учеба на факультете продолжалась, и в 1943 году состоялся выпуск 13 инженеров­кораблестроителей и 43 судомехаников. В 1950–1960­е годы ряд преподавателей КСФ защищают кандидатские и докторские диссертации, это — Н.В. Барабанов, Б.Ф. Титаев, Е.П. Аникин, Г.П. Турмов, К.П. Горбачев, А.П. Латкин, В.В. Пикуль, Г.А. Лаврушин. Позднее защитили диссертации: С.В. Антоненко, В.Г. Бугаев, Е.М. Беловицкий, А.П. Аносов, В.А. Кулеш, Ю.Н. Павлюченко, В.Т. Луценко, Н.А. Иванов, Г.П. Шемендюк, Б.Е. Борисов. Все они позже стали профессорами университета.

В 1964 году в ДВПИ открыта аспирантура по специальности «Строительная механика корабля». Ее руководителем на протяжении десятилетий был Евгений Аникин (1916–1997) — выпускник ДВПИ 1943 года, профессор (1975), один из ведущих специалистов в области прочности судов на Дальнем Востоке.

В 1992 году ДВПИ был преобразован в Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ), а прежние факультеты стали институтами. В 1996 году кораблестроительный факультет был реорганизован в Морской институт ДВГТУ. В 2011 году ДВГТУ в числе четырех вузов вошел в состав ДВФУ, а кораблестроительные специальности стали преподавать в Инженерной школе. Кафедра теории и проектирования корабля и кафедра конструкции судов были реорганизованы в кафедру кораблестроения и океанотехники, кафедры судовых ДВС и установок и морских технологий и энергетики (с включением группы преподавателей по электрооборудованию судов) — в кафедру судовой энергетики и автоматики.

В 1961 году во Владивостоке был написан учебник для вузов «Конструкция корпуса морских судов» (Ленинград, 1961), на основе которого были воспитаны поколения современных судостроителей всей страны.

Этот учебник выдержал четыре переиздания и был переведен на английский язык. Автор учебника — Николай Барабанов, получивший за его создание Государственную премию СССР.

Николай Васильевич Барабанов (1914–2002) — выдающийся ученый, лауреат премии Правительства РФ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор, автор восьми изобретений в области проектирования новых конструктивных типов судов и их рациональных конструкций. Награжден знаком «Изобретатель России».

В 1934 году он поступил в ДВПИ. С 1939 года и до последних дней жизни Николай Васильевич проработал в родном вузе в должности ассистента, старшего преподавателя, доцента и профессора, почти 10 лет был деканом кораблестроительного факультета и более 30 лет заведовал кафедрой «Конструкции и проектирование судов» (позднее «Конструкции судов»). Профессор Барабанов являлся одним из ведущих специалистов в области судостроения и судоремонта по вопросам прочности судовых конструкций. Теоретические разработки ученого были использованы для проектирования новых конструкций. Его творческая и педагогическая деятельность послужила развитию кораблестроительной науки и совершенствованию инженерных кадров на Дальнем Востоке.

В память о профессоре Барабанове в ДВФУ была оформлена мемориальная аудитория и утверждена именная стипендия для студентов кораблестроительного факультета. В одной из судоходных компаний г. Владивостока по сегодняшний день эксплуатируется сухогрузное судно «Профессор Барабанов».

В 1974 году во Владивостоке были начаты работы по созданию глубоководных необитаемых подводных аппаратов.

Созданные учеными под руководством профессора Бориса Титаева аппараты участвовали в поисках объектов особой важности, и за обнаружение таких объектов коллектив участников проекта был представлен к Государственной премии.

Борис Феодосьевич Титаев (1921–2000) — доктор технических наук, профессор, академик Международной и Российской инженерной академий, участник Великой Отечественной войны. В 1944 году окончил ДВПИ, получив квалификацию инженера­кораблестроителя, и был оставлен работать на кафедре конструкции корпуса судов. В 1975 году ему было присвоено ученое звание профессора. С 1973 года и до конца 1984 года работал ректором ДВПИ. Спустя год после своего назначения он возглавил межвузовскую союзную целевую программу «Мировой океан», в которой участвовали ученые всего Советского Союза, представители десятков вузов, научно­исследовательских и проектных институтов страны.

Он был основателем и генеральным директором НПО «Тихоокеанские морские технологии». В последние три года жизни руководил КБ «Энергия океана». На городском конкурсе изобретателей к 140­летию Владивостока, уже после ухода из жизни, его работа по созданию реактора тепловой энергии заняла первое место и была отмечена специальным дипломом. Борис Титаев — это настоящий ученый, пример для подражания молодым специалистам и всем, кто сегодня продвигает вперед российскую науку.

В сентябре 2014 года в кампусе ДВФУ впервые в России прошла международная конференция по судовой гидродинамике APHydro (Asia Pacific Workshop on Marine Hydrodynamics).

Эта конференция объединяет специалистов­кораблестроителей стран Азиатско­Тихоокеанского региона. Проведение таких конференций стало результатом сотрудничества кораблестроителей ДВГТУ и профессора М. Мано (г. Осака, Япония), который несколько раз побывал во Владивостоке и стал почетным профессором нашего университета. По его приглашению преподаватели приняли участие в работе семинара по мореходным качествам судов в г. Осака в 2000 году. На семинаре было принято решение о регулярном проведении в странах АТР международной конференции по судовой гидродинамике Asia Pacific Workshop on Marine Hydrodynamics. Тогда на конференцию была направлена делегация от ДВГТУ (О.Э. Суров и С.В. Антоненко). Профессор Антоненко вошел в состав международного оргкомитета конференции. После этого ученые университета принимали участие во всех последовавших конференциях APHydro.

Как видно, кораблестроение на Дальнем Востоке развивалось не только в благоприятные, но и даже в самые сложные времена отечественной истории. А сейчас наши возможности несравнимо больше. И значит, в лицах наших студентов мы сможем в будущем увидеть новых Вологдиных, Барабановых, Титаевых и еще много новых фамилий, которые будут развивать и прославлять наше кораблестроение.