100-летие физического образования: как все начиналось
Осенью 2023 года исполнилось 100 лет со дня знаменательного для Дальневосточного федерального университета события – организации в составе его предшественника – ГДУ – педагогического факультета, с которого и началось профессиональное образование в области математики и естественных наук, включая ФИЗИКУ. Однако для исторической точности здесь уместно обратиться к аналогиям и напомнить, что даже самые крупные реки чаще всего начинаются с маленьких ручейков, которые постепенно сливаются в единый водный поток. Определить, какой именно из многочисленных ручьев следует считать началом реки, а какие являются притоками, нелегко, и в таких случаях понятие истока несколько условно.
Подобно этому, «ручейки» образования в области физики в учебных заведениях Дальнего Востока пробивались и во Владивостокском коммерческом училище, Педагогическом институте им. Ушинского, в составе которого был факультет математики и естественных наук с физико-математическим отделением, Читинском университете (Государственном институте народного образования) с педагогическим факультетом в его структуре. Слияние этих ручейков состоялось 100 лет назад, когда в начале 1923 года произошла реорганизация вузов Владивостока путем объединения Государственного Дальневосточного университета (ГДУ, год создания – 1920), Педагогического института имени Ушинского (год создания – 1921) и Политехнического института (год создания – 1918). В середине этого же 1923 года был решен вопрос о слиянии Читинского университета с ГДУ. Причиной послужило то, что Дальревком (в те годы − правительство Дальнего Востока) не мог финансировать два университета, и в результате избрал путь их объединения в один. В итоге к началу учебного года в ГДУ были сформированы следующие факультеты: восточный, политехнический, агрономический и педагогический.
Уже в сентябре 1923 года во Владивосток прибыли преподаватели и студенты Читинского госуниверситета. Именно педагогический факультет ГДУ явился для университета истоком профессионального образования в области физики. Несмотря на дальнейшие неоднократные реорганизации университета и его трагическое закрытие в 1939 году, «ручейки» преподавания физики не пересохли – сохранились и кадры преподавателей, да и традиции не были утеряны. И это оказалось востребованным в 1956 году, когда Постановлением Совета министров СССР ДВГУ был ВОССТАНОВЛЕН в составе 5 факультетов, одним из которых стал физико-математический, и дальнейшей организации в его составе кафедры общей физики и кафедры теоретической физики.
Поскольку на историческом отрезке с 1957 года по настоящее время проводившиеся реорганизации никогда не были связаны с закрытием профильных подразделений, физики университета считают его периодом непрерывного образования и организации научных исследований в своей области. Кроме хорошо сохранившихся архивов и профессиональных исследований историков, нам, к счастью, доступны еще и воспоминания непосредственных участников этих процессов. Что касается более давних времен, то многие архивные материалы утеряны, тем не менее, остается ретроспективная возможность оценить труд предшественников, стоявших у истоков образования в области физики, пропагандирующих пользу физического знания в различных сферах деятельности. Зачастую с помощью сохранившихся уникальных изданий.
В связи со знаменательной датой мы публикуем различные материалы, документы, комментарии к ним, воспоминаний физиков разных поколений, в том числе, и ныне работающих в университете и других учебных и научных учреждениях. Надеемся, совместными усилиями нам удастся открыть новые страницы этой непростой, но яркой столетней истории развития физического образования в университете.
Рубрику ведут: А.А. Гой (goy.aa@dvfu.ru), Б.Л. Резник (reznik.bl@dvfu.ru), Л.А. Харитонова (kharitonova.la@dvfu.ru)
По замыслу организационного и программного комитетов конференции, она должна была стать своеобразным смотром научных направлений и научных школ университета и его партнеров из многих научных организаций. Планировалось, что доклады их современных руководителей будут посвящены истории создания и развития этих школ, современному статусу и перспективам. Были также запланированы доклады молодых ученых, представляющих эти направления и школы.
Работа секции «100 лет физике в ДВФУ: страницы прошлого, настоящее и будущее» проходила в течение двух дней, 16 и 17 октября, в помещении Профессорского клуба (корп. А, 11 уровень). Здесь сразу создалась теплая дружеская атмосфера, в которой «на равных» о научных результатах рассказывали и маститые ученые, и молодые исследователи, только начинающие свой путь в науке. Но было и то, о чем молодежь могла только слышать – это история создания научных школ и направлений в области физики, другие интересные воспоминания, которые позволили студентам и аспирантам «увидеть» своих профессоров и преподавателей в те времена, когда они также стояли перед выбором профессии, об их мотивациях и последующих достижениях.
Перед нами уникальный документ – «Отчетъ Владивостокскаго Коммерческаго Училищаза 1913-14 учебный годъ съ добавленiемъ данныхъ изъ неизданныхъ отчетовъ 1910-1913 учебныхъ годовъ».
Казалось бы, какое отношение Коммерческое Училище имеет к физике, физикам и столетию физического образования?
Читать далее
История появления и развития естественно-научного образования в Дальневосточном федеральном университете причудливым образом в смысле сути и динамики событий переплетена с историей двух педагогических институтов: Государственного Дальневосточного педагогического института имени Ушинского (г. Владивосток) и Читинского педагогического института (г. Чита). В 20-е годы прошлого столетия на коротких временных интервалах происходило большое количество реорганизаций высших учебных заведений Дальнего Востока России.
Немного об Алексее Даниловиче Ершове – основателе школы теоретической физики в ДВФУ
1 сентября 1956 года стало радостным днем открытия возрожденного Дальневосточного государственного университета, праздником для преподавателей и студентов, руководства и жителей города Владивостока. Первоочередными задачами для первого ректора – Григория Семеновича Куцего, бывшего директора реорганизованного Пединститута, стали формирование структуры вуза, преподавательского коллектива и контингента студентов, создание необходимой материальной базы для организации учебного процесса и научных исследований. Одним из первых нетривиальных достижений ректора стало возвращение университету великолепного старинного здания бывшего Коммерческого училища по улице Суханова, 8, где в 30-е годы он и располагался. Именно в этом здании возобновил работу созданный в структуре университета физико-математический факультет со специальностями физика и математика. С целью решения острых кадровых проблем быстро развивающегося университета были объявлены всесоюзные конкурсы на преподавательские должности, и уже за первые четыре года из центральных вузов и научных организаций во Владивосток прибыли свыше 50 преподавателей, имеющих ученые степени и звания.
Среди них был кандидат физико-математических наук Алексей Данилович Ершов, сыгравший выдающуюся роль в становлении научной деятельности и развитии физического образования в университете.
ФИЗИКА В УНИВЕРСИТЕТЕ
от А (физический факультет) до Я (Институт физики и информационных технологий)
В 1972 году состоялось разделение физико-математического факультета на физический и математический. Это, казалось бы, ординарное событие в изменении структуры университета на самом деле стало одним из первых примеров целенаправленного реформирования университета на основе развития автономии его учебно-научных подразделений при сохранении их взаимовлияния «внутри системы». Парадоксально, но в очень трудные для страны в целом и системы образования, в частности, 90-е годы прошлого столетия ДВГУ, используя предоставленную де–факто органами власти автономию, подготовил и в короткое время осуществил качественный переход к университету исследовательского типа и его быстрому продвижению из разряда «провинциальных» вузов к лидерам рейтингов ведущих университетов страны. Одной из таких ярких, показательных историй успеха стало в эти годы интенсивное развитие научных исследований и высшего образования в области физики, организационно приведшее к созданию Института физики и информационных технологий (ИФИТ ДВГУ).
100-летие физического образования: 50 лет непрерывного развития (комментарий к презентации)
Важной вехой в истории Университета явилось его ВОССТАНОВЛЕНИЕ на основе Постановления Совета Министров СССР от 23 августа 1956 г. №1211 и соответствующего Приказа по Министерству высшего образования СССР от 1 сентября 1956 г. № 695. Одним из факультетов ДВГУ стал физико-математический, в составе которого появились кафедры общей физики и теоретической физики.
В 1997 году на базе физического факультета и Научно-исследовательского физико-технического института (НИФТИ) ДВГУ был образован Институт физики и информационных технологий (ИФИТ) ДВГУ. В структуру физического факультета входило 8 кафедр, осуществляющих подготовку студентов по трем специальностям. На факультете работали около 50 преподавателей, в том числе 8 профессоров и докторов наук, более 30 кандидатов наук, существовали собственная докторантура, аспирантура (обучение велось по семи специальностям), диссертационный совет по защите диссертаций на соискание степени доктора физико-математических наук. Объединение НИФТИ и физического факультета позволило интегрировать учебный процесс и научные программы и организовать единый учебно-научный комплекс в области физики и информационных технологий.
История кафедры физики твердого тела – кафедры физики низкоразмерных структур
Кафедра физики твердого тела была создана в Дальневосточном государственном университете 5 апреля 1972 г. приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР № 67 от 22 февраля 1972 г. Инициатором и вдохновителем создания кафедры физики твердого тела (впоследствии кафедры физики низкоразмерных структур) стала Валентина Владиславовна Ветер.
Академик В.И. Сергиенко
В своем выступлении я оставлю в стороне многие отрасли науки и техники и постараюсь основное внимание уделить вопросу вклада выпускников физико-математического факультета университета в формирование научно-технического потенциала страны и, конечно же, в первую очередь Дальнего Востока.
Позвольте мне сначала пройтись по тем направлениям, что больше носят научный интерес и которые наиболее сильно повлияли на формирование интеллектуального и кадрового потенциала Дальнего Востока, и только потом остановиться на некоторых примерах реального вклада выпускников университета, физиков и математиков, в развитие научно-технического потенциала региона. Естественно, мое предпочтение будет отдано тому периоду истории, где я был участником событий или свидетелем процессов проникновения достижений физико-математических знаний в практику Дальнего Востока. Иными словами, я буду обращаться к фактам и событиям, имевшим место начиная с 1963-65 гг. прошлого столетия.