ЗИНЧЕНКО

Автор ВКР:
бакалавр ЗИНЧЕНКО Екатерина Николаевна

Руководители:
ГАВРИЛОВ Алексей Геннадьевич, доцент;
ДЕМИДОВА Татьяна Анатольевна, доцент;
ДМИТРЕНОК Алексей Павлович, старший преподаватель




   2023_ЗИНЧЕНКО_ВКР-Б_Фото.jpg

«ТЕАТРАЛЬНЫЙ КВАРТАЛ»
В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ Г. ВЛАДИВОСТОКА

2023_ЗИНЧЕНКО_ВКР-Б.jpg


   Актуальность работы. Обновление и переосмысление городской среды центральной части Владивостока с его колоритным, культурным и историческим архитектурным наследием всегда было ответственной задачей в профессиональной деятельности архитектора. Очистка территории кварталов от вредных для города элементов, привнесение новых функций в существующую историческую основу города и средовой подход в проектировании являются современными трендами в развитии системы общественных пространств и формировании комфортной среды исторически-сложившихся центров городов. Эта стратегия позволяет включать дополнительные общественные пространства в городскую структуру, делает ее более проницаемой и связанной, сохраняет историческое, культурное и архитектурное наследие, возрождает утраченный или забытый «дух места», наполняет новым художественно-образным и смысловым содержанием. В результате повышается социально-общественная значимость места, экономическая и туристская привлекательность как отдельно взятого квартала, так и города в целом.

   Проблематика. Исторический центр города наилучшим образом раскрывает связь времен, как построена коммуникация «нового и старого». Во Владивостоке подобная связь нарушена, по причине чрезмерно хаотичной коммерческой застройки в совокупности с низко развитым благоустройством, что неизбежно приводит к негативным последствиям для исторического наследия города.

   Участок проектирования обладает высочайшей исторической, культурной и градостроительной ценностью. Исторически с этой территории начало зарождаться театральное искусство в городе. С течением времени культурная ценность стала ниже, а внутриквартальное пространство стало недоступным и приобрело заброшенный вид.

   В качестве основных проблем участка проектирования можно выделить: разъединённость кварталов железнодорожной линией, изолированность дворовых

пространств, нарушение иерархии пространств перед театром, переизбыток автомобилей на участке, утраченная театральная функция памятников архитектуры.

   Цель проекта. На основе всестороннего исследования территории, изучения современного опыта и тенденций по реконструкции исторически значимых территорий, учитывая сложившийся историко-культурный контекст разработать проектное предложение по реконструкции исторического квартала в границах улиц Светланская, Адмирала Фокина, Алеутской, Океанского проспекта с включением концептуальной архитектурно-градостроительной программы «театрального содержания» и новой художественной сценографией пространства.

   Концептуальное решение. История территории стала отправной точкой для развития театральной тематики, придавая ей характерную особенность. Выявленные связи между системами театра и квартала, дворовых пространств между собой определили ключевые проектные решения и структуру концептуально-образной программы. Так программа квартала состоит из разработанной сценографии открытого пространства с подуровнями: театр-квартал, театр-двор, театр-площадь и сценографией внутреннего пространства с подуровнем: театр-здание.

   Проектное решение. Принципиальными проектными решениями стали: объединение двух кварталов, путем перекрытия железнодорожной линии, что соответствует принятой градостроительной сетке города; разработка театрального комплекса; восстановление исторических функций гостиницы и ресторана «Золотой Рог», Камерного театра, создание Музея театрального искусства и Детской школы искусств посредством переопределения функции существующих памятников архитектуры.

   Уровень «ТЕАТР-КВАРТАЛ». В целом весь квартал состоит из чередования пространств с заданным сценарием, и без него для возможности привести в порядок мысли после театрального воздействия и понять их смысловую нагрузку. Ключевой элемент – пешеходная галерея в виде эллипса, которая становится «зрительным залом», а с его уровня весь квартал становится сценой. Он работает как символ наложения нового культурного слоя, возвышающийся над неприкасаемым памятным местом и визуальный знак внимания к новой точке притяжения.

   Уровень «ТЕАТР-ДВОР». Внутриквартальная территория поделена на 7 тематических дворов, каждый из которых имеет свою философию и театральный эффект. Каждый посетитель становится персонажем истории, которая разыгрывается во дворе.

   Уровень «ТЕАТР-ПЛОЩАДЬ». Новая иерархия пространств направлена на постепенную подготовку зрителей к спектаклю и удержанию впечатлений после. Система состоит из трех порядков пространств: 1 порядок – точка входа; 2 порядок – подготовительное пространство, без заданного сценария, дающее безопасное место вне городской суеты; 3 порядок – «Театральная площадь», которая является «тишиной» чтобы услышать себя внутри. Так эффект погружения в театральное действие начинается задолго до попадания в здание театра, постепенно увеличивая «напряжение» и способность прочувствовать опыт проживания пространств. «Театральную площадь» формирует пешеходная галерея, которая огибает внутренний градостроительный модуль кварталов, соединяя их. Галерея повторяет функцию театрального зала. Здесь театральное действие воспринимается как наблюдение за жизнью других людей.

   Уровень «ТЕАТР-ЗДАНИЕ». Объемно-планировочное решение строится на взаимодействии нового драматического театра, театра молодежи и краевой Приморской филармонии. Вместе они образуют театральный комплекс, который включает в себя три вида зала: концертный, многофункциональный, классический драматический. Комплекс объединен общим двором-атриумом, что служит общим фойе и зоной буфета. Зона парковки, загрузка, хозяйственный двор и часть складских помещений расположены ниже уровня планировочной отметки земли и образуют единый транспортный узел, работающий на все три здания.

   Практическая ценность. Текстовые и графические материалы ВКР могут представлять методологическую ценность и практический интерес для руководства Управления градостроительства и архитектуры Администрации Владивостока при реконструкции архитектурно-пространственной среды исторических кварталов, как возможный вариант перспективного развития системы общественных пространств в центральной части города Владивостока.