Кораблестроительное образование на Дальнем Востоке имеет давние исторические корни и без малого вековые традиции. Вспомним, как происходило его становление. Вспомним имена выпускников и преподавателей, которыми по праву сегодня гордится университет.
Во второй половине XIX века Российская империя активно занималась освоением дальневосточных территорий. В 1860 г. был основан пост Владивосток. Вскоре после основания он стал основным опорным пунктом Сибирской военной флотилии: здесь строятся причалы, склады, коммуникации, механические мастерские, адмиралтейства и в 1887 официально вводится в действие механический завод, впоследствии крупнейшее судоремонтное предприятие страны - Дальзавод. В 1897 году открывается первый сухой док, а в 1906 еще два сухих дока, расширяется энергетическое и транспортное хозяйство, строятся новые цеха, и завод становится способным полностью удовлетворять потребности флота на Тихом океане в судоремонте, а также строить небольшие суда.
С ростом количества кораблей и их технического оснащения увеличиваются объемы и сложность судоремонтных работ, а с ними и потребность в квалифицированных кадрах. К 1923 году происходит слияние всех вузов Владивостока, включая первое на Востоке России высшее учебное заведение – Восточный институт (основан 21 октября 1899 года) и Владивостокский политехнический институт (Высший Владивостокский политехникум в период с 1918 по 1920 годы), в Государственный Дальневосточный университет (ГДУ).
Первым выпускником ГДУ, получившим в 1925 г. диплом инженера-кораблестроителя, стал Пётр Кузьмич Пантелеев, но он обучался кораблестроительной специальности в 1912 – 1916 гг. в Петроградском политехническом институте, а до этого в 1911 г. он окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В его дипломном проекте на тему "Товаро-пассажирский теплоход для рейса Владивосток – Николаевск-на-Амуре" впервые в отечественной практике корпус судна был задуман цельносварным вместо клепаного, что потребовало принятия новых конструктивных и технологических решений. В дальнейшем Пётр Кузьмич стал первым преподавателем кораблестроительных специальностей в ГДУ, затем в ДВПИ и первым заведующим кафедрой судостроения. За годы работы П. Пантелеев читал специальные курсы: «Теория корабля», «Качка судов», «Вибрация судов», «Строительная механика корабля» и др.
Сейчас применение сварки в судостроении обыденное дело, но когда-то это было техническим нововведением, можно сказать, революцией в кораблестроении ХХ века. Эту революцию в нашей стране произвел Виктор Петрович Вологдин (1883–1950) - выдающийся советский ученый и инженер, ректор ГДУ (1925–1928). В 1920 году он начал исследовать вопросы применения электросварки для ремонта судов, был избран профессором ГДУ во Владивостоке. В 1925 году создал первую в СССР научно-исследовательскую лабораторию газовой и электрической сварки в ГДУ.
В.П. Вологдин был инициатором и руководителем проектирования и постройки первого в нашей стране судна с цельносварным корпусом - катера ЖС (железный сварной) (головной катер был построен в 1930 г., а затем серия судов этого типа в несколько сот единиц строилась более 20 лет).
Вологдин Виктор Петрович
20 февраля 1930 г. технический факультет ГДУ выделился в самостоятельное учебное заведение - Дальневосточный политехнический институт (ДВПИ), и в нём на механическом факультете открылась судостроительная специальность, которая была укомплектована студентами вторых - третьих курсов других специальностей. Была основана и кафедра судостроительного дела, заведующим которой стал П.К. Пантелеев.
Кафедрой были разработаны учебные планы и программы специальных, а также базовых общеинженерных курсов, таких, как высшая математика, начертательная геометрия, черчение, детали машин и некоторых других. Эти базовые дисциплины читались не в общем потоке, а отдельно. По воспоминаниям выпускника 1932 г. В.Д. Мацкевича, основные специальные курсы вели:
В.П. Вологдин – гидродинамику и котлы, электросварку.
Т.Т. Голицын (главный инженер Дальзавода, выпускник Морского инженерного училища) – постройку судов; строительную механику корабля; сопротивление воды и судовые движители.
П.К. Пантелеев – теорию корабля.
В.П. Калинин (начальник инспекции Регистра во Владивостоке, выпускник Морского инженерного училища – корабельную архитектуру.
Д.А. Мацкевич (отец В.Д. Мацкевича) – механическую технологию дерева.
И.Ф. Воеводин – пароходную механику (машины и турбины).
Н. Левицкий – (только что окончивший НКИ) – устройства и системы.
А.З. Голланд – (выпускник ДВПИ 1931 года) – организацию заводов.
С первых же дней сложились хорошие партнерские отношения между коллективами Дальзавода и ДВПИ: расширялись и совместно использовались лаборатории прочности, металловедения, сварки, планировались проектирование и постройка опытового бассейна, студенты проходили производственные практики. В 1931 году состоялся первый выпуск 11 человек, в 1932 году - еще 8, а всего до 1936 г. ДВПИ окончили 36 инженеров-кораблестроителей. Почти все выпускники этих лет начали работу в организациях Дальнего Востока. Позднее некоторые были переведены в европейскую часть страны. Среди них Е.П. Гринко - директором Гипрорыбпрома; лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда П.П. Пустынцев - руководителем крупнейшего ЦКБ Минсудпрома; лауреат Государственной премии А.З. Голланд - главным технологом крупного ленинградского завода; В.Д. Мацкевич - профессором Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ) и многие другие.
В январе 1937 г. кораблестроительная специальность в ДВПИ была закрыта, как не обеспеченная необходимой лабораторной базой и преподавательскими кадрами. Студенты 3 - 5 курсов были переведены для завершения образования в ЛКИ, студентам 1 и 2 курсов предложено изменить специальность. Переведенные в Ленинград студенты не уронили авторитета ДВПИ, и среди более 30 человек, окончивших ЛКИ, был высокий процент получивших дипломы с отличием. Из переведенных в ЛКИ для завершения образования примерно половина возвратилась на Дальний Восток, остальные были направлены в другие регионы. Среди питомцев ДВПИ, завершавших свое образование в ЛКИ, такие известные специалисты, как заслуженный деятель науки и техники РСФСР Н.В. Барабанов, заслуженный деятель науки и техники Башкирской АССР К.Г. Галимханов, профессор ЛКИ Г.А. Бельчук, главный инженер ГУ СРЗ ВМФ В.М. Бойко, капитан дальнего плавания Г.М. Алексеев и др.
Не прошло и трёх лет после принятия решения о переводе старшекурсников кораблестроительной специальности в ЛКИ, как стала очевидна ошибочность такого решения. Ускоренное развитие гражданского и военного судостроения, быстрое пополнение дальневосточного флота требовало большого числа специалистов-кораблестроителей. Вузы европейской части СССР не могли удовлетворить потребности в них, кроме того, лишь немногие выпускники этих вузов были готовы постоянно жить и работать на Дальнем Востоке. Уже осенью 1939 г. подготовка кораблестроителей в ДВПИ возобновилась, а 9 января 1940 г. приказом № 3 по ДВПИ механо-энергетический факультет был разделен на кораблестроительный, судомеханический и электромеханический.
При выделении кораблестроительного факультета из механоэнергетического на факультете было предусмотрено 4 специальных кафедры:
1. Теории корабля.
2. Строительной механики корабля.
3. Конструкции и проектирования судов.
4. Сварки.
С осени 1942 года заведовали эвакуированные из Ленинграда преподаватели:
- строительной механики корабля доц. Д.П. Скобов;
- теории корабля, конструкции и проектирования судов С.В. Лайнер.
В 15.05.1944 году из кафедры С.В. Лайнера выделена кафедра Теории и проектирования судов, заведующим назначен ст. преподаватель В.С. Антоненко.
С 01.09.1948 г. – проектирование судов включено в каф. Конструкции и проектирования судов, ВРИО зав. кафедрой ст. преподаватель В.С. Антоненко.
С 01.09.1948 г.– кафедра Теории корабля выделена в отдельную кафедру, зав. кафедрой доцент, к.т.н. А.Н. Незамайков.
На кораблестроительном факультете предусмотрены две специальности: кораблестроение и сварочное производство (после их выпуска подготовка сварщиков в ДВПИ была приостановлена, и потребовалось почти 20 лет для ее возобновления). Временно исполняющим обязанности декана кораблестроительного факультета с 15 января 1940 г. был назначен старший преподаватель М.С. Куликов, окончивший ранее ДВПИ по специальности сварщик. На факультете образованы специальные кафедры: теории корабля, строительной механики корабля, конструкции и проектирования судов и сварки. Второй и третий курсы комплектуются за счет перевода студентов с других специальностей. Преподавателями специальных дисциплин становятся М.М. Чекалов, бывший в то время директором ДВПИ, и питомцы ДВПИ, завершавшие образование в ЛКИ, - Н.В. Барабанов и А.Д. Ковтун, а также привлекаются работники Дальзавода П.П. Пустынцев, В.С. Антоненко, К.Г. Галимханов, В.Ф. Новиков, Н.И. Ерохина, а в 1942 г. прибывшие из блокадного Ленинграда к.т.н., доцент С.В. Лайнер и доцент Д.П. Скобов. Приобретаются крупномасштабные модели по конструкции корпуса трех типов судов, оборудуются специальные кабинеты по технологии постройки и судовым устройствам.
Начавшаяся Великая Отечественная война задержала намечавшееся развитие лабораторной базы. Часть студентов младших курсов была призвана в армию, студенты же старших курсов продолжали свое образование, и в 1943 г. состоялся первый на факультете выпуск 13 инженеров-кораблестроителей.
В 50-е гг. ряд преподавателей защищают кандидатские диссертации в вузах Ленинграда и Горького. Это дало возможность с середины 60-х гг. молодым преподавателям и сотрудникам ДВПИ обучаться в аспирантуре и защищать диссертации в Совете ДВПИ, который работает в настоящее время (пока единственный в Инженерной школе ДВФУ). За прошедшие годы защищено свыше 50 кандидатских диссертаций. Часть молодых кандидатов наук оставлена на выпускающих кафедрах специальности, многие ушли на другие кафедры, некоторые - в другие вузы Владивостока. В 1950 - 1960-е годы ряд преподавателей КСФ защищают кандидатские и докторские диссертации, это - Н.В. Барабанов, Б.Ф. Титаев, Е.П. Аникин, Г.П. Турмов, К.П. Горбачев, А.П. Латкин, В.В. Пикуль, Г.А. Лаврушин, Е.К. Борисов. Позднее защитили диссертации С.В. Антоненко, В.Г. Бугаев, Е.М. Беловицкий, А.П. Аносов, В.А. Кулеш, Ю.Н. Павлюченко, В.Т. Луценко, Н.А. Иванов, Г.П. Шемендюк, Н.И. Восковщук. Все они позже стали профессорами университета.
Сотрудники кафедры строительной механики корабля:
справа налево первый ряд - В.С. Антоненко, Н.И. Восковщук, Е.П. Аникин, М.Т. Чашков;
второй ряд - Е.К. Мантузова, Н.Е. Шадрина, А.П. Латкин, В.И. Пачиска;
третий ряд - В.А. Кулеш, Л.Б. Винокур, С.В. Антоненко, В.В. Новиков
В 1961 году во Владивостоке был написан и издан в Ленинграде в 1961 г. учебник для вузов «Конструкция корпуса морских судов», на основе которого были воспитаны поколения современных судостроителей всей страны. Этот учебник выдержал четыре переиздания и был переведен на английский язык. Автор учебника Николай Васильевич Барабанов (1914–2002) - выдающийся ученый, лауреат премии Правительства РФ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор, автор восьми изобретений в области проектирования новых конструктивных типов судов и их рациональных конструкций. Награжден знаком «Изобретатель СССР».
В 1934 году он поступил в ДВПИ. С 1939 года и до последних дней жизни Николай Васильевич проработал в родном вузе в должности ассистента, старшего преподавателя, доцента и профессора, почти 10 лет был деканом кораблестроительного факультета и более 30 лет заведовал кафедрой «Конструкции и проектирования судов» (позднее «Конструкции судов»). Профессор Барабанов являлся одним из ведущих специалистов в области судостроения и судоремонта по вопросам прочности судовых конструкций. Теоретические разработки ученого были использованы для проектирования новых конструкций. Его творческая и педагогическая деятельность послужила развитию кораблестроительной науки на Дальнем Востоке. В память о профессоре Н.В. Барабанове в ДВФУ была оформлена мемориальная аудитория и утверждена именная стипендия для студентов кораблестроительного факультета. В одной из судоходных компаний г. Владивостока по сегодняшний день эксплуатируется сухогрузное судно «Профессор Барабанов».
Барабанов Николай Васильевич
В 1964 году в ДВПИ открыта аспирантура по специальности «Строительная механика корабля». Ее руководителем на протяжении десятилетий был Евгений Петрович Аникин (1916–1997) - выпускник ДВПИ 1943 года, профессор (1975), один из ведущих специалистов в области прочности судов на Дальнем Востоке.
Аникин Евгений Петрович
В 1965 г. кафедра Проектирования судов выделена в самостоятельную кафедру, зав. каф. д.т.н., профессор Воеводин Н.Ф. (до 15.08.1966 г.)
С сентября 1966 по сентябрь 1967 г. кафедрой руководил декан, доц. В.С. Антоненко.
С сентября 1967 по март 1971 кафедрой заведовал доцент В.С. Антоненко.
Антоненко Владимир Саввич
Наступают 70-е гг. и новые имена вписываются в историю университета. В ДВПИ появляются новые специальности, кафедры занимают новые профессора. Вуз возглавляют изобретатели и профессора, специалисты в области океанотехники - Б.Ф. Титаев и в области гидротехники - Н.Г. Храпатый. Среди преподавателей, выпускников и учеников появляются Герои Советского Союза и Социалистического Труда, лауреаты Государственных премий. Бороздят моря и океаны, названные в честь выпускников и преподавателей ДВПИ морские суда: "Профессор Виктор Вологдин", "Григорий Алексеев", "Виктор Дубровский", "Профессор Воеводин", "Профессор Барабанов".
Борис Феодосьевич Титаев (1921 - 2000 гг.) — доктор технических наук, профессор, академик Международной и Российской инженерной академий, участник Великой Отечественной войны. В 1944 году окончил ДВПИ, получив квалификацию инженера-кораблестроителя, и был оставлен работать на кафедре конструкции корпуса судов. В 1974 году во Владивостоке были начаты работы по созданию глубоководных необитаемых подводных аппаратов. Созданные учеными под руководством профессора Бориса Титаева аппараты участвовали в поисках объектов особой важности, и за обнаружение таких объектов коллектив участников проекта был представлен к Государственной премии. В 1975 году ему было присвоено ученое звание профессора. С 1973 года и до конца 1984 года работал ректором ДВПИ. Спустя год после своего назначения он возглавил межвузовскую союзную целевую программу «Мировой океан», в которой участвовали ученые всего Советского Союза, представители десятков вузов, научно-исследовательских и проектных институтов страны. Борис Феодосьевич руководил кафедрой Теории и строительной механики корабля) с июля 1971 г. по сентябрь 1973 г.
Кафедрой проектирования судов в разное время руководили:
- с 25.09.1973 г. по 03.01.1981 г. доцент В.С. Антоненко;
Антоненко Сергей Владимирович
- с 03.01.1981 г. по 1985 г. к.т.н., доцент В.В. Новиков;
Новиков Валерий Васильевич
В 1983 г. после объединений кафедр Теории и строительной механики корабля и Проектирования судов создана кафедра Теории и проектирования корабля.
С 22.12.1986 г. по 01.07.1992 г. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Н.И. Восковщук.
Восковщук Николай Иванович
В 1992 г. в связи с реформированием высшей школы ДВПИ был преобразован под руководством ректора Г.П. Турмова в Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ), а прежние факультеты получили статус институтов.
В апреле 1996 г. кораблестроительный факультет был преобразован в Морской (позднее – Кораблестроительный) институт в составе ДВГТУ, который возглавил к.т.н., профессор Н.И. Восковщук. Были введены новые учебные планы многоуровневой подготовки специалистов. Наряду со специалистами (инженерами), вуз стал выпускать бакалавров и магистров (с 1998 г.), работает аспирантура.
Кафедрой Конструкции судов после д.т.н., профессора Н.В. Барабанова в разные годы, начиная с 1987, руководили проф., к.т.н., И.М. Чибиряк, профессор д.т.н. Е.К. Борисов и проф., д.т.н. А.П. Аносов.
В период с 01.03.1993 г. по 03.09.2011 г. кафедрой Теории и проектирования корабля руководил д.т.н., профессор В.Г. Бугаев. Под его руководством на кафедре появилась магистратура и активно стали развиваться научные направления, связанные с использованием информационных технологий и систем автоматизированного проектирования.
Бугаев Виктор Григорьевич
В 2010 - 2011 гг. - в результате объединения четырех ведущих вузов Дальнего Востока — Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ), Тихоокеанского государственного экономического университета (ТГЭУ) и Уссурийского государственного педагогического института (УГПИ) создан Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Соответствующий указ подписал Президент России В.В. Путин.
В период 2 - 9 сентября 2012 г. — новый кампус ДВФУ на о. Русском стал местом проведения саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В заключительный день саммита Президент России В.В. Путин вручил студентам ДВФУ символический ключ от кампуса, с 01 сентября 2013 г. — в кампусе ДВФУ на о. Русском стартовал первый учебный год.
ДВГТУ вошел в состав Дальневосточного федерального университета и был преобразован в Инженерную школу ДВФУ. Центром подготовки специалистов стали выпускающие кафедры, которые прошли реорганизацию и укрупнение. По кораблестроительному направлению таких кафедр стало три: Кораблестроения и океанотехники (образована путем объединения кафедр Теории и проектирования корабля и Конструкции корпуса), Судовой энергетики и автоматики, Сварочного производства.
В 2014 г. к кафедре Кораблестроения и океанотехники (в составе: д.т.н., профессор А.П. Аносов, д.т.н., профессор С.В. Антоненко, д.т.н., профессор В.Г. Бугаев, д.т.н., профессор В.А. Кулеш, к.т.н., доцент С.В. Власов, к.т.н., профессор Н.В. Восковщук, старший преподаватель А.П. Герман, К.В. Грибов, старший преподаватель А.А. Гутник, к.т.н., доцент П.П. Карпов, к.т.н., доцент М.В. Китаев, к.т.н., доцент А.И. Мамонтов, к.т.н., доцент В.В. Новиков, к.т.н., доцент О.Э. Суров, к.т.н., доцент Л.И. Чехранова), вследствие очередных реформ, добавляют сотрудников расформированной кафедры Начертательной геометрии (в составе: старший преподаватель Л.В. Бут, к.т.н., доцент М.И. Каулин, доцент М.Б. Малявкина, старший преподаватель И.Н. Мельникова, старший преподаватель И.В. Невская, старший преподаватель И.В. Сергеева, доцент Л.П. Цыганкова, старший преподаватель Т.В. Шустикова).
После объединения вузов и образования ДВФУ объединенной кафедры Кораблестроения и океанотехники в период с 04.09.2011 по 18.08.2017 гг. руководил к.т.н., доцент, К.В. Грибов, а с 19.08.2017 по 12.10.2020 г. к.т.н., доцент М.В. Китаев.
Сотрудники кафедры кораблестроения
и океанотехники 21 декабря 2018 г.
В 2020 г. в результате преобразования Инженерной школы ДВФУ в Политехнический институт (Школу) приказом ректора Дальневосточного федерального университета от 10.08.2020 г. № 12-13-1008 «О внесении изменений в структуру и штатную численность ДВФУ» и во исполнение приказа от 13.02.2020 №12-13-238 «О структурном преобразовании» создан Департамент морской техники и транспорта, в который перешли работать сотрудники кафедры Кораблестроения и океанотехники (в основном корабелы), а руководителем назначен к.т.н., доцент М.В. Китаев.
С первых лет появления кораблестроительного факультета его преподаватели работают в тесном контакте с промышленностью, проектными организациями, пароходствами, принимают участие в решении многих актуальных задач, привлекая к работам студентов и аспирантов.
В рамках проекта по созданию Центра компетенций ПАО «НК «Роснефть» на базе Дальневосточного федерального университета (соглашение №1000022/04416С от 06 сентября 2022 г.) в Департамент морской техники и транспорта созданы учебные лаборатории: Испытания защитных лакокрасочных покрытий для судостроения, Компьютерного моделирования в судостроении, Статики и динамики корабля в которых (в рамках реализации учебного процесса) проводятся лабораторные и практические занятия, мастер-классы для школьников и научно-исследовательские работы. Корабелы ДВФУ работают в тесном контакте с судостроительными и судоремонтными предприятиями и организациями Дальнего Востока. ДВФУ включен в список опорных российских вузов по подготовке новых кадров, разработке и продвижению новых передовых технологий для судостроения и судоремонта на Дальнем Востоке России. При этом очень важно, что богатая история кораблестроительного образования не забывается и передается новым поколениям кораблестроителей.