История кафедры

История кафедры и кораблестроительного образования на Дальнем Востоке

Кораблестроительное образование на Дальнем Востоке имеет давние исторические корни и без малого вековые традиции. Вспомним, как происходило его становление. Вспомним имена выпускников и преподавателей, которыми по праву сегодня гордится университет.

Во второй половине XIX века Российская империя активно занималась освоением дальневосточных территорий. В 1860 г. был основан пост Владивосток. Вскоре после основания он стал основным опорным пунктом Сибирской военной флотилии: здесь строятся причалы, склады, коммуникации, механические мастерские, адмиралтейства и в 1887 официально вводится в действие механический завод, впоследствии крупнейшее судоремонтное предприятие страны - Дальзавод. В 1897 году открывается первый сухой док, а в 1906 еще два сухих дока, расширяется энергетическое и транспортное хозяйство, строятся новые цеха, и завод становится способным полностью удовлетворять потребности флота на Тихом океане в судоремонте, а также строить небольшие суда.

С ростом количества кораблей и их технического оснащения увеличиваются объемы и сложность судоремонтных работ, а с ними и потребность в квалифицированных кадрах. К 1923 году происходит слияние всех вузов Владивостока, включая первое на Востоке России высшее учебное заведение – Восточный институт (основан 21 октября 1899 года) и Владивостокский политехнический институт (Высший Владивостокский политехникум в период с 1918 по 1920 годы), в Государственный Дальневосточный университет (ГДУ).

Первым выпускником ГДУ, получившим в 1925 г. диплом инженера-кораблестроителя, стал Пётр Кузьмич Пантелеев, но он обучался кораблестроительной специальности в 1912 – 1916 гг. в Петроградском политехническом институте, а до этого в 1911 г. он окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В его дипломном проекте на тему "Товаро-пассажирский теплоход для рейса Владивосток – Николаевск-на-Амуре" впервые в отечественной практике корпус судна был задуман цельносварным вместо клепаного, что потребовало принятия новых конструктивных и технологических решений. В дальнейшем Пётр Кузьмич стал первым преподавателем кораблестроительных специальностей в ГДУ, затем в ДВПИ и первым заведующим кафедрой судостроения. За годы работы П. Пантелеев читал специальные курсы: «Теория корабля», «Качка судов», «Вибрация судов», «Строительная механика корабля» и др.

Сейчас применение сварки в судостроении обыденное дело, но когда-то это было техническим нововведением, можно сказать, революцией в кораблестроении ХХ века. Эту революцию в нашей стране произвел Виктор Петрович Вологдин (1883–1950) - выдающийся советский ученый и инженер, ректор ГДУ (1925–1928). В 1920 году он начал исследовать вопросы применения электросварки для ремонта судов, был избран профессором ГДУ во Владивостоке. В 1925 году создал первую в СССР научно-исследовательскую лабораторию газовой и электрической сварки в ГДУ.

Вологдин Виктор Петрович

В.П. Вологдин был инициатором и руководителем проектирования и постройки первого в нашей стране судна с цельносварным корпусом - катера ЖС (железный сварной) (головной катер был построен в 1930 г., а затем серия судов этого типа в несколько сот единиц строилась более 20 лет).

20 февраля 1930 г. технический факультет ГДУ выделился в самостоятельное учебное заведение - Дальневосточный политехнический институт (ДВПИ), и в нём на механическом факультете открылась судостроительная специальность, которая была укомплектована студентами вторых - третьих курсов других специальностей. Была основана и кафедра судостроительного дела, заведующим которой стал П.К. Пантелеев.

Кафедрой были разработаны учебные планы и программы специальных, а также базовых общеинженерных курсов, таких, как высшая математика, начертательная геометрия, черчение, детали машин и некоторых других. Эти базовые дисциплины читались не в общем потоке, а отдельно. По воспоминаниям выпускника 1932 г. В.Д. Мацкевича, основные специальные курсы вели:

В.П. Вологдин – гидродинамику и котлы, электросварку. 

Т.Т. Голицын (главный инженер Дальзавода, выпускник Морского инженерного училища) – постройку судов, строительную механику корабля, сопротивление воды и судовые движители.

П.К. Пантелеев – теорию корабля.

В.П. Калинин (начальник инспекции Регистра во Владивостоке, выпускник Морского инженерного училища – корабельную архитектуру.

Д.А. Мацкевич (отец В.Д. Мацкевича) – механическую технологию дерева.

И.Ф. Воеводин – пароходную механику (машины и турбины).

Н. Левицкий – (только что окончивший НКИ) – устройства и системы.

А.З. Голланд – (выпускник ДВПИ 1931 года) – организацию заводов.

С первых же дней сложились хорошие партнерские отношения между коллективами Дальзавода и ДВПИ: расширялись и совместно использовались лаборатории прочности, металловедения, сварки, планировались проектирование и постройка опытового бассейна, студенты проходили производственные практики. В 1931 году состоялся первый выпуск 11 человек, в 1932 году - еще 8, а всего до 1936 г. ДВПИ окончили 36 инженеров-кораблестроителей. Почти все выпускники этих лет начали работу в организациях Дальнего Востока. Позднее некоторые были переведены в европейскую часть страны. Среди них Е.П. Гринко - директором Гипрорыбпрома; лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда П.П. Пустынцев - руководителем крупнейшего ЦКБ Минсудпрома; лауреат Государственной премии А.З. Голланд - главным технологом крупного ленинградского завода; В.Д. Мацкевич - профессором Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ) и многие другие.

В январе 1937 г. кораблестроительная специальность в ДВПИ была закрыта, как не обеспеченная необходимой лабораторной базой и преподавательскими кадрами. Студенты 3 - 5 курсов были переведены для завершения образования в ЛКИ, студентам 1 и 2 курсов предложено изменить специальность. Переведенные в Ленинград студенты не уронили авторитета ДВПИ, и среди более 30 человек, окончивших ЛКИ, был высокий процент получивших дипломы с отличием. Из переведенных в ЛКИ для завершения образования примерно половина возвратилась на Дальний Восток, остальные были направлены в другие регионы. Среди питомцев ДВПИ, завершавших свое образование в ЛКИ, такие известные специалисты, как заслуженный деятель науки и техники РСФСР Н.В. Барабанов, заслуженный деятель науки и техники Башкирской АССР К.Г. Галимханов, профессор ЛКИ Г.А. Бельчук, главный инженер ГУ СРЗ ВМФ В.М. Бойко, капитан дальнего плавания Г.М. Алексеев и др.

Не прошло и трёх лет после принятия решения о переводе старшекурсников кораблестроительной специальности в ЛКИ, как стала очевидна ошибочность такого решения. Ускоренное развитие гражданского и военного судостроения, быстрое пополнение дальневосточного флота требовало большого числа специалистов-кораблестроителей. Вузы европейской части СССР не могли удовлетворить потребности в них, кроме того, лишь немногие выпускники этих вузов были готовы постоянно жить и работать на Дальнем Востоке. Уже осенью 1939 г. подготовка кораблестроителей в ДВПИ возобновилась, а 9 января 1940 г. приказом № 3 по ДВПИ механо-энергетический факультет был разделен на кораблестроительный, судомеханический и электромеханический.

При выделении кораблестроительного факультета из механоэнергетического на факультете было предусмотрено 4 специальных кафедры:

1.                  Теории корабля.

2.                  Строительной механики корабля.

3.                  Конструкции и проектирования судов.

4.                  Сварки.

С осени 1942 года заведовали эвакуированные из Ленинграда преподаватели:

- строительной механики корабля доц. Д.П. Скобов;

- теории корабля, конструкции и проектирования судов С.В. Лайнер.

В 15.05.1944 году из кафедры С.В. Лайнера выделена кафедра Теории и проектирования судов, заведующим назначен ст. преподаватель В.С. Антоненко.

С 01.09.1948 г. – проектирование судов включено в каф. Конструкции и проектирования судов, ВРИО зав. кафедрой ст. преподаватель В.С. Антоненко.

С 01.09.1948 г.– кафедра Теории корабля выделена в отдельную кафедру, зав. кафедрой доцент, к.т.н. А.Н. Незамайков.

На кораблестроительном факультете предусмотрены две специальности: кораблестроение и сварочное производство (после их выпуска подготовка сварщиков в ДВПИ была приостановлена, и потребовалось почти 20 лет для ее возобновления). Временно исполняющим обязанности декана кораблестроительного факультета с 15 января 1940 г. был назначен старший преподаватель М.С. Куликов, окончивший ранее ДВПИ по специальности сварщик. На факультете образованы специальные кафедры: теории корабля, строительной механики корабля, конструкции и проектирования судов и сварки. Второй и третий курсы комплектуются за счет перевода студентов с других специальностей. Преподавателями специальных дисциплин становятся М.М. Чекалов, бывший в то время директором ДВПИ, и питомцы ДВПИ, завершавшие образование в ЛКИ, - Н.В. Барабанов и А.Д. Ковтун, а также привлекаются работники Дальзавода П.П. Пустынцев, В.С. Антоненко, К.Г. Галимханов, В.Ф. Новиков, Н.И. Ерохина, а в 1942 г. прибывшие из блокадного Ленинграда к.т.н., доцент С.В. Лайнер и доцент Д.П. Скобов. Приобретаются крупномасштабные модели по конструкции корпуса трех типов судов, оборудуются специальные кабинеты по технологии постройки и судовым устройствам.

Начавшаяся Великая Отечественная война задержала намечавшееся развитие лабораторной базы. Часть студентов младших курсов была призвана в армию, студенты же старших курсов продолжали свое образование, и в 1943 г. состоялся первый на факультете выпуск 13 инженеров-кораблестроителей.

В 50-е гг. ряд преподавателей защищают кандидатские диссертации в вузах Ленинграда и Горького. Это дало возможность с середины 60-х гг. молодым преподавателям и сотрудникам ДВПИ обучаться в аспирантуре и защищать диссертации в Совете ДВПИ, который работает в настоящее время (пока единственный в Инженерной школе ДВФУ). За прошедшие годы защищено свыше 50 кандидатских диссертаций. Часть молодых кандидатов наук оставлена на выпускающих кафедрах специальности, многие ушли на другие кафедры, некоторые - в другие вузы Владивостока. В 1950 - 1960-е годы ряд преподавателей КСФ защищают кандидатские и докторские диссертации, это - Н.В. Барабанов, Б.Ф. Титаев, Е.П. Аникин, Г.П. Турмов, К.П. Горбачев, А.П. Латкин, В.В. Пикуль, Г.А. Лаврушин, Е.К. Борисов. Позднее защитили диссертации С.В. Антоненко, В.Г. Бугаев, Е.М. Беловицкий, А.П. Аносов, В.А. Кулеш, Ю.Н.   Павлюченко, В.Т. Луценко, Н.А. Иванов, Г.П. Шемендюк, Н.И. Восковщук. Все они позже стали профессорами университета.

В 1961 году во Владивостоке был написан и издан в Ленинграде в 1961 г. учебник для вузов «Конструкция корпуса морских судов», на основе которого были воспитаны поколения современных судостроителей всей страны. Этот учебник выдержал четыре переиздания и был переведен на английский язык. Автор учебника Николай Васильевич Барабанов (1914–2002) - выдающийся ученый, лауреат премии Правительства РФ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор, автор восьми изобретений в области проектирования новых конструктивных типов судов и их рациональных конструкций. Награжден знаком «Изобретатель СССР».

В 1934 году он поступил в ДВПИ. С 1939 года и до последних дней жизни Николай Васильевич проработал в родном вузе в должности ассистента, старшего преподавателя, доцента и профессора, почти 10 лет был деканом кораблестроительного факультета и более 30 лет заведовал кафедрой «Конструкции и проектирования судов» (позднее «Конструкции судов»). Профессор Барабанов являлся одним из ведущих специалистов в области судостроения и судоремонта по вопросам прочности судовых конструкций. Теоретические разработки ученого были использованы для проектирования новых конструкций. Его творческая и педагогическая деятельность послужила развитию кораблестроительной науки на Дальнем Востоке.

В память о профессоре Н.В. Барабанове в ДВФУ была оформлена мемориальная аудитория и утверждена именная стипендия для студентов кораблестроительного факультета. В одной из судоходных компаний г. Владивостока по сегодняшний день эксплуатируется сухогрузное судно «Профессор Барабанов».

В 1964 году в ДВПИ открыта аспирантура по специальности «Строительная механика корабля». Ее руководителем на протяжении десятилетий был Евгений Петрович Аникин (1916–1997) - выпускник ДВПИ 1943 года, профессор (1975), один из ведущих специалистов в области прочности судов на Дальнем Востоке.

В 1965 г. кафедра Проектирования судов выделена в самостоятельную кафедру, зав. каф. д.т.н., профессор Воеводин Н.Ф. (до 15.08.1966 г.)

С сентября 1966 по сентябрь 1967 г. кафедрой руководил декан, доц. В.С. Антоненко.

С сентября 1967 по март 1971 кафедрой заведовал доцент В.С. Антоненко.




Барабанов Николай Васильевич

Аникин

Евгений Петрович

Антоненко

Владимир Саввич

Наступают 70-е гг. и новые имена вписываются в историю университета. В ДВПИ появляются новые специальности, кафедры занимают новые профессора. Вуз возглавляют изобретатели и профессора, специалисты в области океанотехники - Б.Ф. Титаев и в области гидротехники - Н.Г. Храпатый. Среди преподавателей, выпускников и учеников появляются Герои Советского Союза и Социалистического Труда, лауреаты Государственных премий. Бороздят моря и океаны названные в честь выпускников и преподавателей ДВПИ морские суда: "Профессор Виктор Вологдин", "Григорий Алексеев", "Виктор Дубровский", "Профессор Воеводин", "Профессор Барабанов".


Титаев Борис Феодосьевич

В 1974 году во Владивостоке были начаты работы по созданию глубоководных необитаемых подводных аппаратов. Созданные учеными под руководством профессора Бориса Титаева аппараты участвовали в поисках объектов особой важности, и за обнаружение таких объектов коллектив участников проекта был представлен к Государственной премии. Борис Феодосьевич Титаев (1921 - 2000 гг.) — доктор технических наук, профессор, академик Международной и Российской инженерной академий, участник Великой Отечественной войны. В 1944 году окончил ДВПИ, получив квалификацию инженера-кораблестроителя, и был оставлен работать на кафедре конструкции корпуса судов. В 1975 году ему было присвоено ученое звание профессора. С 1973 года и до конца 1984 года работал ректором ДВПИ. Спустя год после своего назначения он возглавил межвузовскую союзную целевую программу «Мировой океан», в которой участвовали ученые всего Советского Союза, представители десятков вузов, научно-исследовательских и проектных институтов страны. Борис Феодосьевич руководил кафедрой Теории и строительной механики корабля) с июля 1971 г. по сентябрь 1973 г.


                                                Сотрудники кафедры Строительной механики корабля:

                          справа на лево первый ряд - В.С. Антоненко, Н.И. Восковщук, Е.П. Аникин, М.Т Чашков;

                                  второй ряд - Е.К. Мантузова, Н.Е. Шадрина, А.П. Латкин, В.И. Пачиска;

                                  третий ряд - В.А. Кулеш, Л.Б. Винокур, С.В. Антоненко, В.В. Новиков


В этот период в разное время кафедрой Проектирования судов руководили:

- с 25.09.1973 г. по 03.01.1981 г. доцент В.С. Антоненко;

- с 03.01.1981 г. по 1985 г. к.т.н., доцент В.В. Новиков;

В 1983 г. после объединений кафедр Теории и строительной механики корабля и Проектирования судов создана кафедра Теории и проектирования корабля.

С 22.12.1986 г. по 01.07.1992 г. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Н.И. Восковщук.





Восковщук

Николай Иванович

Новиков

Валерий Васильевич

Антоненко

Сергей Владимирович

В 1992 г. в связи с реформированием высшей школы ДВПИ был преобразован под руководством ректора Г.П. Турмова в Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ); прежние факультеты получили статус институтов. В апреле 1996 г. кораблестроительный факультет был преобразован в Морской (позднее – Кораблестроительный) институт в составе ДВГТУ. Были введены новые учебные планы многоуровневой подготовки специалистов. Наряду со специалистами (инженерами), вуз стал выпускать бакалавров и магистров (с 1998 г.). Продолжает работать аспирантура.

Выпускающие кафедры специальности тесно связаны с промышленностью, хотя следует признать, что в результате реформ последних 25 лет эти связи в какой-то мере ослабли. Одна из форм связи - совместное решение производственных задач, другая - регулярное проведение научно-технических конференций. Так, в течение почти 40 лет с периодичностью, как правило, один раз в три года кафедра проектирования судов организовывала и проводила конференции по учету особенностей Дальневосточного бассейна при проектировании и модернизации судов, а кафедра конструкции судов - по повреждениям и эксплуатационной надежности корпусов судов. К конференциям привлекались работники научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, вузов, судостроительных и судоремонтных предприятий и пароходств. Во второй половине 90-х гг. конференции стали приобретать международный характер: в 1996 г. состоялась международная конференция по повреждениям судовых конструкций, в сентябре 1998 г. - по проблемам и перспективам кораблестроения и океанотехники.

Бугаев Виктор Григорьевич


Во второй половине 90-х годов XX в. расширились международные связи института. Ю.Н. Кульчин, будучи проректором ДВГТУ по научной работе, добился включения кораблестроителей ДВГТУ в состав участников конференции ТЕАМ (Asian-Pacific Technical Exchange and Advisory Meetingon Marine Structures), ежегодно проводимой в одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2000 и 2004 гг. эту конференцию принимал ДВГТУ, а в 2010 и 2015 гг. – в МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Преподаватели и сотрудники нашей специальности принимают активное участие в её работе.

В период с 01.03.1993 г. по 03.09.2011 г. кафедрой Теории и проектирования корабля руководил д.т.н., профессор В.Г. Бугаев. Под его руководством на кафедре появилась магистратура и активно стали развиваться научные направления связанные с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР).

Руководство университета эпизодически приглашало для чтения лекций известных зарубежных профессоров. Одним из них был проф. М. Мано (г. Осака, Япония), который несколько раз побывал в ДВГТУ и стал почётным профессором нашего университета. По его приглашению два преподавателя кафедры О.Э. Суров и С.В. Антоненко приняли участие в работе семинара по мореходным качествам судов в г. Осака в 2000 г. По итогам работы семинара было принято решение о проведении один раз в два года в странах Азиатско-Тихоокеанского региона международной конференции по судовой гидродинамике Asia Pacific Workshop on Marine Hydrodynamics (APHydro). Представитель ДВГТУ профессор С.В. Антоненко вошёл в состав международного оргкомитета этой конференции. В сентябре 2014 г. указанная конференция впервые прошла в России уже в новом кампусе Дальневосточного федерального университета.

В настоящее время на кафедре кораблестроения Инженерной школы ДВФУ ведётся работа по налаживанию партнерских взаимоотношений с вузами Японии, Республики Корея, Китая и Малайзии.

За прошедшие годы по кораблестроительной специальности было защищено около 2000 дипломных проектов. На Дальнем Востоке практически нет предприятий, где бы не работали выпускники-корабелы ДВПИ. Перечисление только всех занимавших руководящие должности заняло бы не одну страницу. Ограничимся лишь несколькими фамилиями: зам. министра рыбного хозяйства А.Н. Гульченко, директора заводов - лауреат Ленинской премии Ю.З. Кучмин (Амурский судостроительный завод, Комсомольск н/А), Ю.Н. Удовиченко и С.М. Кучеренко, И.Н. Евдокимов (Дадьзавод), B.В. Грибов и Н.П. Серпуховитов (Владивостокский судостроительный завод), Ю.П. Шульган (Дальневосточный завод «Звезда»), руководители проектных организаций - А.А. Гундобин (Приморское ЦКБ), А.И. Якименко (Владивостокское отделение Гипрорыбфлота), главные инженеры - лауреат Государственной премии С.С. Селезнев (ДВЦПКБ), К.К. Пуйшо (Владивостокское отделение Гипрорыбфлота), Ю. П. Шарапов (Дальневосточный филиал Российского морского регистра судоходства), секретарь Приморского крайкома партии Д.Н. Гагаров и многие другие. С.А. Бычков стал руководителем судостроительного завода в г. Лиепая (Латвия).

С первых лет появления кораблестроительного факультета его преподаватели работают в тесном контакте с промышленностью, проектными организациями, пароходствами, принимают участие в решении многих актуальных задач, привлекая к работам студентов и аспирантов. Вот лишь некоторые из направлений их деятельности: разработка мобилизационного оборудования гражданских судов по военному времени; подготовка легких военных кораблей к переходу по Северному морскому пути; исследование причин появления трещин в корпусах судов типа "Либерти" и рекомендации по их устранению; исследование возможности продления эксплуатации судов с изношенными корпусами; остойчивость буксиров при рывке буксирного троса; расчеты и рационализация доковых опорных устройств; прочность корпусных конструкций при ударных нагрузках; новые конструктивные типы судов; прочность корпусов судов ледового плавания; концентрация напряжений в районе прерывистых связей корпуса; блочный метод ремонта корпуса, совершенствование технологий перевозки лесных грузов и многие другие.

С образованием ДВФУ существенно изменилась структура организации образовательного процесса. Центром подготовки специалистов стали выпускающие кафедры в структуре Инженерной школы, которые прошли реорганизацию и укрупнение. Таких кафедр, ответственных за подготовку инженерных кадров для судостроения, три: кафедра Кораблестроения и океанотехники, кафедра Судовой энергетики и автоматики и кафедра Сварочного производства. Вновь созданной кафедрой Кораблестроения, океанотехники и объектов морской инфраструктуры с 2012 по 2017 гг. руководил доцент, к.т.н. К.В. Грибов. C 19.08.2017 г. кафедру возглавил доцент, к.т.н. М.В. Китаев.



Сотрудники кафедры Кораблестроения и океанотехники 21 декабря 2018 г.


Кафедры кораблестроительного направления ДВФУ работают в тесном контакте с судостроительными и судоремонтными предприятиями и организациями Дальнего Востока, включая предприятия ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта».

В настоящее время кафедра Кораблестроения и океанотехники ИШ ДВФУ реализует следующие направления подготовки:

- бакалавров: 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры», профиль «Кораблестроение»;

- магистров: 26.04.02 "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры", профиль "Кораблестроение и океанотехника";

- аспирантов: 26.06.01 «Проектирование и конструкция судов».

Сегодня кафедра Кораблестроения и океанотехники активно сотрудничает с ведущими  Российскими корпорациями   ПАО"НК "Роснефть" и ОАО "Объединенная судостроительная корпорация"  в области  научных исследований, подготовки кадров, разработки и продвижения современных технологий  судостроения и судоремонта на Дальнем Востоке России. При этом очень важно, что богатая история кораблестроительного образования не забывается и передается новым поколениям кораблестроителей.