История

История создания отделения

Отделение машиностроения, морской техники и транспорта  создано в структуре Инженерного департамента в результате преобразования Инженерной школы в Политехнический институт ДВФУ в 2020 г.

Отделение образовано путем объединения 3 кафедр:

  • Кафедра транспортных машин и транспортно-технологических процессов;

  • Кафедра судовой энергетики и автоматики;

  • Кафедра механики и математического моделирования;


Кафедра судовой энергетики и автоматики

Кафедра Судовой энергетики и автоматики (СЭ и А) создана Приказом № 02-02-01-79 от 04.07.2011 на основе объединения трех кафедр Дальневосточного государственного технического университета (электрооборудования судов, морских технологий и энергетики, судовых двигателей внутреннего сгорания и установок).

Для обеспечения потребностей предприятий Дальнего Востока в инженерах-проектировщиках, монтажниках, настройщиках и ремонтниках судового электрооборудования и средств судовой автоматики в 1949 году в Дальневосточном Политехническом была открыта специальность «Электрооборудование судов». 

Организатором кафедры был проректор по учебной и научной работе доцент Р.Ф. Трофимов. В 1950 году заведующим кафедры стал доцент Б.Р. Марков. 

В 90-х годах были разработаны устройства для розжига котлов на жидком топливе. Такие устройства были установлены на 15 котлах Владивостока и Приморского края. Испытывались мощные плазмотроны для поджога угольной пыли или обводнённого мазута. Создавали манипуляторный стабилизированный источник тока маломощного плазмотрона, а так же мощный источник для микродугового оксидирования.

Выпускники кафедры ЭОАС обладают глубокими теоретическими знаниями, хорошо разбираются в сложных электрифицированных и автоматизированных системах и комплексах, включая устройства с микропроцессорным управлением, диагностируют, ремонтируют и настраивают эти устройства, системы и комплексы.

В 1921 году под руководством профессора Вологдина В.П. организована кафедра тепловой механики в последствии кафедра морских технологий. 

В период с 1996 по 2007 гг. в филиале кафедры при ИПМТ ДВО РАН под руководством профессора О.П. Ковалева проводились теоретические и экспериментальные исследования по оценке энергетических ресурсов и использованию нетрадиционных возобновляемых видов энергии, так же коллективом кафедры по заказу Минобороны РФ совместно с российским научным центром «Курчатовский институт», Санкт-Петербургским центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин», Московским энергетическим институтом, Первым центральным институтом военно-морского флота, ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» на базе дальневосточного завода «Звезда» был создан единственный в России промышленный стенд «Волк» для натурных испытаний судового оборудования, работающего на морской воде, и проведены уникальные исследования и промышленные испытания головных образцов новой морской техники для подводных  технологий. 

К 2007 г. комплекс работ на стенде «Волк» был полностью успешно завершен, результаты работы приняты государственной межведомственной комиссией и внедрены в производство. Следующий этап развития научного коллектива связан с созданием созданием в 2009 г. научно- образовательного центра «Экотехнологии в морской технике» в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». 

Научно-образовательный центр «Экотехнологии в морской технике» (НОЦ ЭТМТ) был создан совместным приказом ректора ДВГТУ и директора Института химии ДВО РАН на базе выпускающих кафедр ДВГТУ физической химии и основ экотехнологий, морских технологий, органического синтеза и нефтехимии и структурных подразделений ИХ ДВО РАН: лаборатории нестационарных поверхностных процессов, лаборатории плазменно-электролитических процессов, филиала кафедры морских технологий и энергетики ДВГТУ при ИХ ДВО РАН. Научный руководитель Центра – председатель ДВО РАН, директор Института химии ДВО РАН академик В.И. Сергиенко.

В 1936 году кандидатом технических наук, доцентом Баданкиным Виктором Павловичем была высказана идея создания в Дальневосточном политехническом институте кафедры “Судовые двигатели внутреннего сгорания и установки” и в том же году такая кафедра была сформирована и утверждена. 

За 75 лет своего существования кафедра судовых двигателей внутреннего сгорания и установок подготовила более 1700 специалистов по судовым дизельным установкам подневной, вечерней и заочной формам обучения.Выпускники кафедры работали и работают в различных районах Дальнего Востока и Российской Федерации.

В сентябре 2011 года кафедра “СДВС и У” прекратила своё существование, так как была объединена с кафедрой “Морских технологий и энергетики” Кораблестроительного института (КСИ) и кафедрой “Электрооборудования судов” Института радиоэлектроники, информатики и электротехники (ИРИЭТ) ДВГТУ. После объединения она была переименована в кафедру “Судовая энергетика и автоматика”, которая вошла в состав Инженерной школы вновь организованного Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). 

В настоящее время этой кафедрой заведует к.т.н., доцент Грибиниченко Матвей Валерьевич.


Кафедра транспортных машин и транспортно-технологических процессов

В 1973 году, в Дальневосточном политехническом институте на базе кафедры «Детали машин» была открыта кафедра Подъемно-транспортного оборудования и деталей машин. Основателем кафедры и ее первым руководителем стал, канд. техн. наук., доцент Л.И. Назаренко. В том же году начался прием абитуриентов на специальность «Подъемно-транспортные машины и оборудование».

Большую помощь при формировании новой для ДВПИ кафедры в то время оказал Ленинградский политехнический институт (сегодня - Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого), в котором прошли обучение в аспирантуре и защитили диссертации семь первых сотрудников, ставших «костяком» кафедры. (Будрин С.Б., Овсянников В.В., Коваленко Ю.Я., Старков С.В., Горчаков Ю.Н., Савельев А.И., Кивал А.П.).

В 1978 году состоялся первый выпуск 34-х инженеров-механиков по базовой специальности «Подъемно-транспортные машины и оборудование». 

В 1980 году на кафедре была открыта специальность «Строительные и дорожные машины и оборудование». Первый выпуск по этой специальности в 1985 году готовился преподавательским коллективом кафедры подъемно-транспортного оборудования и деталей машин в составе доцентов и кандидатов технических наук. К этому моменту кафедра имела хорошо оснащенную материально-техническую базу и достаточное методическое обеспечение. В 1991 году кафедра передала подготовку по курсам деталей машин кафедре теории механизмов и деталей приборов и была переименована в кафедру Подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин. Тем самым завершился переход ее из общеинженерной в профилирующую.

В 1994 году на открыта специальность «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)». Кафедра получила новое название – Транспортных и строительных машин. А в следующем, 1995 году, открывается еще одна новая специальность – «Автомобили и автомобильное хозяйство». Таким образом, сложилась довольно уникальная ситуация, когда одна кафедра готовила специалистов по трем специальностям (две первые специальности ранее были объединены в одну – «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины»)! Это обстоятельство не помешало преподавательскому составу кафедры активно включиться в подготовку специалистов по вновь открытым специальностям.

Все три специальности кафедры были довольно востребованы. И в 2002 году в связи с большой численностью студентов профессорско-преподавательский состав кафедры разделился на две части – была создана новая кафедра Автомобильных перевозок.

А в 2011 году, когда Дальневосточный государственный технический университет (ранее ДВПИ им. В.В. Куйбышева) вошел в состав Дальневосточного федерального университета, две кафедры вновь были объединены. Новая кафедра получила название Транспортных машин и транспортно-технологических процессов (ТМиТТП). 

В настоящее время продолжается подготовка бакалавров по направлению 23.03.01 Технология транспортных процессов, и с 2016 года – магистров по направлению 23.04.01 Технология транспортных процессов, программа «Организация перевозок и управление на транспорте».

Профессорско-преподавательский состав кафедры насчитывает 12 человек, 8 из которых – кандидаты технических наук, доценты. Кроме того, в образовательном процессе участвуют руководящие работники предприятий транспортной отрасли. 

Кафедра имеет компьютерный класс и несколько лабораторий:

  • лаборатория транспортно-технологических машин;

  • лаборатория подъёмно-транспортных машин;

  • учебный центр «Komatsu», оборудование и материалы для которого общей стоимостью около десяти миллионов рублей, безвозмездно поставила компания «Komatsu» в 2013-м году;

  • лаборатория эксплуатационных материалов «Motul», оснащение для которой безвозмездно поставила компания «Motul», на протяжении многих лет успешно сотрудничающая с кафедрой ТМиТПП.

В 2020 году в связи с реорганизацией структуры Инженерной школы ДВФУ кафедра вошла в состав Отделения машиностроения, морской техники и транспорта Политехнического института (Школы).


Кафедра механики и математического моделирования

Кафедра механики и математического моделирования Инженерной школы ДВФУ (2011 г.) объединила ведущие в области базовой подготовки инженеров кафедры механики деформируемого твёрдого тела (основана в 1922 г.), кафедры теоретической механики(1940 г.) и прикладной математики и механики (1979 г.). 

Основоположником кафедры следует признать выпускника Санкт-Петербургского института инженеров путей сообщения, инженера морского порта Данилова С.А., начавшего педагогическую деятельность в 1918 г. как преподаватель математики и геодезии в высшем политехникуме и ставшего в 1930 г. профессором. В 1921 г. он организовал лабораторию испытания материалов и в течение 10 лет руководил ею. 

К 1928 г. лаборатория приобрела известность на Дальнем Востоке, как центр научно-исследовательской работы в области испытания материалов. Данилов С.А. со своими сотрудниками выполнял крупные работы в области технологии строительных материалов, проводил испытания и расчёты инженерных сооружений и сварных швов. Ряд работ, выполненных в этой лаборатории профессорами Даниловым С.А., Вологдиным В.П., доцентами Татуром Г.К. и Рыкалиным Н.Н. в области технологии электросварки и расчёта сварных швов, получили признание в стране.

В 1939 г. кафедра получила оборудование для изучения напряжений в прозрачных моделях поляризационно-оптическим методом, которое использовалось профессором Родиным И.В. для исследования горного давления. В трудные военные и послевоенные годы преподаватели кафедры вели учебный процесс и проводили широкомасштабные натурные прочностные испытания для нужд флота и промышленности.

Основные направления научной работы кафедры механики и математического моделирования: 

  • получение новых научных результатов в области создания современных сверхпрочных материалов на основе стекла; 

  • развитие технологий компьютерного инжиниринга в области прочностных и мультифизических расчетов на основе методов вычислительной механики с использованием свободно распространяемого ПО FreeFEM+, OpenFOAM;

  • совершенствование образовательного процесса на основе создания современных образовательных ресурсов с использованием LMS Black Board, онлайн курсов.

Кафедра активно сотрудничает с Институтом автоматики и процессов управления, Институтом химии, Институтом прикладной математики ДВО РАН, привлекая их сотрудников к образовательной и научной деятельности, реализуя совместные проекты.

В 2020 г. - открыт набор в магистратуру по направлению 15.04.03 Прикладная механика, ОП - «Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг», руководитель Бочарова А.А.