Образовательно-реабилитационный центр для детей с расстрой-ствами аутистического спектра в г. Владивостоке

Бакалавр ЕГОРОВА АННА АЛЕКСЕЕВНА
Тел.: 8(994)006-77-15
E-mail: ani_19108@mail.ru

Руководители:
канд. архит., профессор МООР ВАЛЕРИЙ КЛИМЕНТЬЕВИЧ,
доцент ГАВРИЛОВ АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ,
ст. преподаватель ДМИТРЕНОК АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Владивосток, 2018 г.

2018_ДВФУ_ЕГОРОВА_ВКР-Б

        Проблеме развития и воспитания детей в современном мире уделяется все больше внимания. Особенный подход в решении этой проблемы касается детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), которым необходима своевременная помощь в социализации и, как следствие, нужны специализированные образовательно-медицинские центры для своевременной корректировки специфических детских недугов. Создание такого адаптационного центра для детей с расстройствами аутистического спектра во Владивостоке является чрезвычайно актуальным.

         В своей выпускной работе автор предусматривает возведение образовательно-реабилитационного центра для детей с РАС в г. Владивостоке, учитывая удачно сложившийся территориальный потенциал существующих образовательных учреждений и прилегающих зон. Участок под размещение центра окружен жилой застройкой, находится между Народным проспектом и проспектом Красного Знамени и отвечает главной задаче: для лучшего психоэмоционального состояния детей с аутизмом необходим постоянный, неизменный маршрут. Снос существующих объектов, расположенных на территории, автор грамотно обосновывает, опираясь на проведенный анализ, физический и моральный износ застройки.

         Проектному предложению предшествовал развернутый предпроектный анализ, в котором А.А. Егорова на основе опыта отечественной и зарубежной практики выявила основную специфику и требования к проектированию данного типа учреждений, отработала вопросы поиска и соответствия композиционно-морфологических качеств форм рельефа и будущих элементов планировочной структуры, провела сбор, систематизацию и анализ существующих объектов-аналогов подобных центров, продумала модель пространства и помещений в зависимости от вида и режима деятельности детей в свободное и учебное время.

         Градостроительное освоение участка, площадью 7,2 га, выполнено на основе комплексного анализа территории, учитывая северный склон рельефа и особенности окружающей застройки. Территорию автор условно делит на две зоны с объектом общеобразовательной школы и образовательно-реабилитационного центра, которые органично интегрируются друг в друга, благодаря единому архитектурно-композиционному замыслу.

         Важной особенностью в работе бакалавра является концептуальная программа проекта, в которой автор выделяет несколько категорий и формулирует ряд базовых семантических принципов с системой пространственных характеристик («путь» – основа; «дом», «улица», «площадь», «двор» – среда; «открытость-полуоткрытость-полузамкнутость», «масштабность» – условия; «старое-новое», «стиль» – выражение; «поверхность», «фактура», «текстура», «цвет» – контактный слой и т. д.). Соединяя тщательно продуманное функционально планировочное решение с архитектурно-художественной концепцией объекта, автор решает основной вопрос в адаптации и социализации детей с расстройствами аутистического спектра.

         Разработанный А.А. Егоровой проект, как отмечалось ГЭК, представляет непосредственный практический интерес, он рекомендован к внедрению, учитывая практическое отсутствие подобного рода объектов в г. Владивостоке.