Исследовательский инструментарий историка

Руководители кружка

Пчела Инна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры исторического образования, специалист в области истории образования на Дальнем Востоке в конце XIX – ХХ вв., краеведения, методики преподавания истории

Лихарева Оксана Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического образования, специалист в области истории СССР, источниковедения, работы с прессой как историческим источником

Концепция кружка

Идея научного кружка «Исследовательский инструментарий историка» зародилась в 2019 году, с целью сформировать у студентов навыки исторического исследования и презентации его результатов. В работе кружка участвуют студенты 1–5 курсов.

Мы ставим перед собой такие задачи:

  • разработка актуальных тем для проведения научно-практического исследования по тематике научно-исследовательской работы Департамента социально-гуманитарного образования и образовательной политики Школы педагогики ДВФУ;

  • создать условия для творческой работы по теме исследования, объединение единомышленников;

  • своевременно информировать студентов о запланированных научных конференциях, конкурсах, и о возможности участия в них;

  • содействие и консультативная помощь студентам в их подготовке к конкурсам, научным конференциям и др.;

  • помощь в подготовке результатов научного исследования к публикации.

Стратегические направления работы кружка в 2024-2025 учебном году:

  • обсуждение широкого круга проблем, связанных с повседневной жизнью населения дальневосточного региона второй половины ХIХ – ХХ вв., изучение особенностей повседневной жизни разных категорий населения дальневосточного региона;
  • участие в федеральных и региональных проектов, нацеленных на сохранение исторической памяти, воспитания у обучающихся Приморского края чувства патриотизма к малой Родине – Дальнему Востоку, формирование понимания построения жизни и карьеры в Приморском крае.

Форма и режим работы:

Заседания кружка проходят в форме лекционных и практических занятий, групповых занятий, тренинга, читательской конференции, обсуждения текстов (итогов исследовательской работы), встреч с интересными людьми (в соответствии с планом занятий).                                                          

Режим занятий: 1 раз в месяц (по 80 минут)

Ожидаемые результаты участия студентов в работе научного кружка:

Для студентов 1–2 курсов Для студентов 3–4 курсов
  1. Формирование умений проведения научного исследования
  2. Привитие навыка подготовки отчета о результатах исследования, оформления презентаций и их представления на студенческих научных конференциях ДВФУ
  3. Участие в студенческих научных конференциях и конкурсах, подготовка 1–2-х публикаций тезисов доклада/статьи
  1. Развитие навыка проведения научного исследования для дипломного проектирования по темам ВКР
  2. Развитие навыка подготовки отчета о результатах исследования, оформление презентаций и их представление на Всероссийских и региональных научных конференциях
  3. Участие в научных конференциях и конкурсах, подготовка 1–2-х публикаций

План работы кружка

Наши достижения

Достижения участников кружка:

Оформлены первые заявки на участие в научных конференциях:

  1. «Люби и знай свой край», конференция, посвящённая 55 и 85-летию со дня образования районов Приморского края (МБУК «ЦБС» УГО, 24 марта 2020 г.) (А. Окольничникова, В. Светюха, А. Дединская, К. Ланкова и др.);
  2. «Культурный ландшафт регионов», электронное издание краеведческой по тематике (Ростов-на-Дону») (О.А. Аскарова);
  3. «Национальные приоритеты образования» XI Всероссийская научно-практическая конференция (ДВФУ (Школа педагогики), май 2020 г.) (Е.В. Куликова, Д. Соболева и др.);
  4. «Фольклористика и культурная антропология сегодня» шестая ежегодная Всероссийская молодежная конференция с международным участием (Москва, РГГУ, март 2020 г.) (Е.Е. Тупицина);
  5. «Цивилизационные перемены в России» Х Всероссийская научно-практическая студенческая конференция. (ФГБОУ ВО Уральский государственный лесотехнический университет, май 2020 г.) (Е.Е. Тупицина);
  6. 2й тур студенческой олимпиады «Я-профессионал» (Е.А. Афанасьева, Е.Е. Тупицина).

Руководители и участники научного кружка установили тесные контакты с сотрудниками государственных архивов, районных и городских библиотек, редакций районных газет. Такое сотрудничество помогает юным исследователям работать с историческими документами, прикоснуться к первоисточникам, критически оценивать и сравнивать информацию.