Полный номер журнала можно скачать здесь.
УДК 94(519) doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-3/6-14
АКУЛЕНКО Вадим Сергеевич «Хвандан Коги» и проблема фальсификации истории в Республике Корея
Статья посвящена изучению проблемы фальсификации истории в Республике Корея с использованием сфабрикованных источников, ярким примером которых является «Хвандан коги». В качестве источниковой базы исследования выступило сочинение «Хвандан коги», а также материалы сайтов Международного научного общества Хвандан и новой корейской религии Чынсандо. Кроме того, автором был проанализирован ряд научных статей на русском, английском и корейском языках.
Ключевые слова: Хвандан коги,История Кореи,псевдоистория,неофициальная история,фальсификация истории,Древняя Корея,Древний Чосон
УДК 930:355/359.07 doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-3/15-30Статья подготовлена на основе материалов Государственного архива Хабаровского края и посвящена истории Восточных курсов при Окружном штабе Приамурского военного округа. В ней затрагивается история создания курсов после Русско-японской войны 1904–1905 гг. Исследуется цель, расписание и характер организации занятий по изучению офицерами и нижними чинами китайского, японского и на начальном этапе корейского языков. Впервые публикуются списки офицеров и нижних чинов, получивших премии по итогам изучения китайского и японского языков в 1912–1913 гг. Установлен состав преподавателей курсов в 1911–1913 гг.
Ключевые слова: Приамурский военный округ, военное востоковедение, разведка, Русско-японская война 1904–1905 гг., японский язык, Хабаровск
УДК 82.02/09 doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-3/31-40
Рассказ анализируется в контексте с прецедентным текстом – стихотворением Н. П. Огарёва «Обыкновенная повесть». Отмечены реминисценции на уровне названия, события встречи – расставания – воспоминания, отношения героев к двоякой природе образа «тёмных аллей». Проанализировано развитие диалектического сочетания любви и несчастья, быта и бытия. Выявлено художественное своеобразие рассказа Бунина: мотивное построение сюжета, бинарная оппозиция системы персонажей, особенность художественного времени и пространства. Доказано, что интертекстуальный диалог произведений разных литературных родов позволяет обнаружить в исследуемом произведении новые философские смыслы.
Ключевые слова: И. Бунин «Тёмные аллеи», Н. Огарёв «Обыкновенная повесть», интертекст,
диалог, реминисценция, фабула/сюжет, мотив
УДК 81-139 doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-3/41-47
Вербальные манипуляции – очень тонкий и опасный инструмент ментального программирования. Даже специалисты, в чьи компетенции входит умение различать скрытые речевые тактики и противодействовать им, не всегда могут их обнаружить. Подавляющее большинство граждан оказываются беспомощными в ситуации скрытой речевой агрессии, которая направлена на разрушение идентичности человека, развитие в нём комплекса ущербности и стыда за свою национальную принадлежность, язык, историю своей страны и её культуру. Это является серьёзной угрозой не только в лингво-когнитивной сфере, но и в военной. Эксперт, владеющий методикой лингвистического анализа, может не только определить степень опасности, заключённой в подобного рода материалах, но и предложить способ противодействовать скрытым информационным атакам.
Ключевые слова: лингво-когнитивная безопасность, национальная идентичность, специфика деятельности эксперта, информационная атака, лингвистическая экспертиза, скрытые риёмы речевого воздействия, вербальное манипулирование в СМИ
УДК 327 doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-3/48-58
Статья посвящена анализу прогресса в выполнении договорённостей, достигнутых между Россией и Республикой Корея в области сотрудничества в высокотехнологичной сфере. Рассматриваются четыре направления партнёрства: развитие южнокорейской космической программы, развёртывание мобильных сетей пятого поколения (5G), кораблестроение и создание системы поддержки технологического предпринимательства. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на ряд объективных обстоятельств, негативно влияющих на динамику сотрудничества, она остаётся позитивной.
Ключевые слова: Россия, Республика Корея, технологическое сотрудничество, Восточный экономический форум, судостроение, космическая программа Республики Корея, 5G
В статье поднимается проблема управления профессиональным развитием учителя в России и в Сингапуре; освещается опыт непрерывного повышения квалификации педагога в Сингапуре посредством создания профессиональных обучающихся сообществ; раскрываются особенности организации работы сингапурских профессиональных обучающихся сообществ в школах, принципы их функционирования. В сравнительном ключе актуализируются вопросы развития профессионализма педагога в России, опыт региональных практик повышении квалификации педагогов, неформального объединения педагогов, инновационных практик дополнительного профессионального образования. В итоге сравнительного анализа делается вывод о том, что опыт Сингапура по созданию и развитию системы непрерывного повышения профессионализма учителя через профессиональные обучающиеся сообщества может заслуживать более пристального внимания со стороны, как учёных-теоретиков, так и учителей-практиков и управленцев школ в России.
Ключевые слова: Россия, Сингапур, повышение квалификации педагогов, профессиональное развитие педагогов, профессиональные обучающиеся сообщества, организация работы, принципы сообществ, история развития
УДК 327.8 doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-3/70-78
В данной статье автор анализирует представления о России как самих японских, китайских и южнокорейских студентов, обучающихся в Дальневосточном федеральном университете, так и их окружения. Основной метод исследования – проведения глубинного интервью с самими студентами. По результатам интервью сформировано несколько выводов относительно остояния мягкой силы РФ в этой стране, но также автор приходит к нескольким общим выводам: обучение в России положительно влияет на мнение о стране, но при этом в Японии и Южной Корее весьма смутное представление о России и необходимо развернуть активную деятельность в данном направлении.
Ключевые слова: международные отношения, мягкая сила, Северо-Восточная Азия, высшее образование, привлекательность России в СВА, глубинное интервью с иностранцами
doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-3/79-92
doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-3/93-98
В настоящее время мы являемся свидетелями трансформации мирового порядка. Соединенные Штаты и Китай развязывают новую холодную войну, Европейский союз находится в поиске своей самостоятельной роли в мире, на Россию продолжается давление со стороны Запада. Цифровые технологии становятся важнейшим инструментом реализации государствами своей воли. Пандемия, разразившаяся в мире, ускоряет эти процессы. Предложенную Москвой концепцию Большого Евразийского партнерства можно оценивать как целесообразный проект, но он нуждается в развитии и уточнении. Ключевыми направлениями становятся отношения с Китаем, также претендующего на роль глобального игрока, и со странами Центральной Азии, составляющими сердцевину пространства проекта Большой Евразии, стабильность которого напрямую влияет на безопасность России. Появление горячих точек на границе и внутри Большой Евразии (конфликт в Нагорном Карабахе, волнения в Белоруссии и Киргизии) являются вызовами для России, на которые необходимо своевременно реагировать, чтобы не допустить их разрастания и превращения в угрозы. Об этом старший преподаватель кафедры международных отношений ВИ-ШРМИ ДВФУ Марина Дмитриева поговорила с доктором философских наук, экспертом ООН, председателем Ассоциации экспертов и аналитиков «Изыскания Срединной Азии» Сергеем Ивановичем Масауловым, который долгое время жил и работал в Бишкеке, являлся руководителем аналитических центров, директором Института стратегического анализа и оценки при Президенте КР.
Впервые для публикации предложены документы, раскрывающие некоторые вопросы набора студентов и слушателей в Восточный институт во Владивостоке в 1899 г. Авторы приводят самые первые правила приёма в востоковедческий вуз, выявленные на страницах «Правительственного вестника» (г. Санкт-Петербург). Два других уникальных исторических источника – рукописные, извлечены из фондов Государственного архива Приморского края. Они представляют несомненную ценность для всех, кто интересуется становлением высшего образования на российском Дальнем Востоке, историческими корнями Дальневосточного федерального университета. Предлагаемые читателям материалы позволяют увидеть, оценить и сопоставить, как проходил набор студентов в прошлом и настоящем.
Ключевые слова: высшее образование на российском Дальнем Востоке, история Восточного института, история ДВФУ, г. Владивосток, российское востоковедение
doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-3/112-121
АГАПОВ Вадим Львович Три дня с неуловимыми мстителями
УДК 81 doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-3/122-136
МИХАЙЛОВА Юлия Дмитриевна О культурной составляющей современных учебников японского языка
В статье приводится сравнительный анализ культурных компонентов двух учебников японского языка – японского и российского по методу контент-анализа по шкале М. Байрона. Российский учебник сосредоточивает внимание только на японской культуре, но в то же время вычленяет пласты жизни общества, из которых «вырастают» ценностные ориентации и особенности мышления. Материал японского учебника позволяет показать японскую культуру в сопоставлении с другими, дает возможность расширить межкультурную компетентность; его можно использовать как подспорье для работы и жизни в Японии. В статье даются рекомендации, позволяющие усовершенствовать процесс включения культурного компонента.
Ключевые слова: японский как иностранный, культурный компонент, межкультурная компетенция, учебник
doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2020-3/137-138
Памяти Ольги Павловны Еланцевой