По словам кандидата технических наук, заведующего лабораторией ледотехники Виталия Земляка, разрушение наката осуществляется с помощью элементов, выполненных в виде дисков диаметром до 40 см. Они сопряжены между собой по направлению движения под углом более 180 градусов. Диски пассивно вращаются от буксирующего усилия и сил трения между ними и поверхностью наката.
«Для создания необходимых скалывающих усилий элементы нагружаются соответствующей вертикальной нагрузкой. Кромка каждого диска имеет угол заточки, обеспечивающий максимальную интенсивность скола ледяного и снежного наката. Расстояние между ними выбирается так, чтобы обеспечить отделяемость от дорожного покрытия фрагментов наката», — рассказал Виталий Земляк.
Испытания первого прототипа устройства показали высокую эффективность предложенного способа борьбы с обледенением на дорогах. Конструкция устройства позволяет разрушать накат толщиной до 20 сантиметров без использования специальной уборочной техники.
Испытательный полигон поможет расширить линейку прототипов и создавать устройства под решение конкретных задач в сферах ЖКХ, дорожных и аэродромных служб. Специалисты также готовят к испытаниям запатентованную систему подвески для режущих элементов — она позволит исключить повреждения дорожной инфраструктуры при очистке дорог.
Разработка и новые пространства созданы в рамках дальневосточного трека программы Минобрнауки России «Приоритет-2030» (нацпроект «Наука и университеты»).
Источник: сайт Приоритет-2030