Институты развития как инструмент управления трансграничными отношениями российского Дальнего Востока

Название проекта:

Институты развития как инструмент управления трансграничными отношениями российского Дальнего Востока

Номер проекта:

18-011-00032

Код конкурса:

а

Руководитель проекта:

Севастьянов Сергей Витальевич

Сроки выполнения проекта:

19.032018 – 26.12.2020

Основные полученные результаты:

За 2018 и 2019 гг.:

В ходе реализации проекта его участниками была осуществлена типологизация подходов, применяемых к изучению институтов развития за рубежом и в России. На ее основе были выделены научные концепции, приоритетные для РДВ, и обоснована необходимость их взаимной адаптации и интеграции. Сравнительное рассмотрение исторических корней   «восточноазиатской», «англосаксонской» и «советской» политик развития, а также опыта создания институтов развития на РДВ и в КНР в 2010-е гг., дало возможность выявить сложившиеся в этой сфере практико-управленческие подходы, зафиксировать как их общие, так и имеющие стадиальную и национальную обусловленность специфические черты. Был впервые выполнен анализ всей системы институтов развития, сформированной к настоящему времени на РДВ, выделены ее основные элементы, определены их функции и порядок отношений. Соединение результатов этого анализа в описательную модель дальневосточной системы управления развитием позволило обнаружить основное для нее внутреннее противоречие – между тенденциями к структурной унификации и дифференциации.

Для объяснения специфики среды функционирования институтов развития на РДВ было произведено систематическое описание интраграничных объективных условий макрорегиона, их типологическая группировка, дифференциация с точки зрения целей развития РДВ на стимулирующие и ограничивающие, и ранжирование по значимости. Дифференциация и ранжирование интраграничных факторов производились на основе анализа их статистических показателей (в динамике за последние 20 лет), а также сопоставления таковых с показателями аналогичных факторов в странах СВА (КНР, РК и Япония). По итогам исследования был конкретизирован по субъектам ДФО выдвинутый ранее тезис о гетерогенности (поясности) пространства РДВ и предложены три основных направления адаптации к этому пространству дальневосточных институтов развития – локализация, специализация и институциональный дизайн. В рамках проекта был выполнен обзор общественно-политического ландшафта РДВ, осуществлены классификация и ранжирование его государственных и негосударственных акторов с точки зрения их политического статуса, а также реконструирована их «мотивационная карта». Был предложен оригинальный вариант фактической (в отличие от приводимой в программных документах) декомпозиции целей политики развития макрорегиона. Наконец, в ходе реализации проекта был выполнен анализ структурных параметров международной среды РДВ (прежде всего, СВА-3) и изучены диспозиции в отношении его развития ключевых акторов этой среды. Участники проекта пришли к выводу о том, что важнейшим для развития РДВ фактором его внешней среды остается лимитированность природно-ресурсных потенциалов сопредельных стран и связанный с этим спрос на углеводородное сырье и, в определенной мере, химическую продукцию. Этими структурными ограничениями преимущественно и обусловлен интерес восточноазиатских акторов к институтам развития РДВ.       

Научная и практическая значимость:

Результатом выполнения проекта станет нормативная модель системы институтов развития РДВ, экспликация ее целевых функций, территориальной и организационной структуры, рекомендации по ее внедрению и оценке ее работы. Научная значимость проекта заключается в специализации теории институтов развития за счет интеграции ее неоинституциональных оснований с концептуальным аппаратом исследований региональных систем и границ. В прикладном плане результаты исследования могут быть использованы для разработки новых редакций документов стратегического планирования (стратегии и госпрограммы развития Дальнего Востока и Байкальского региона), корректировки и дополнения правовой базы региональной и пограничной политики в субъектах ДФО, а также других периферийных приграничных субъектах РФ.

Список основных публикаций:

Киреев А.А. Система институтов развития в ДФО: концепции, реализация, перспективы // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2018. №4. С. 85–95.

Севастьянов С.В., Реутов Д.А., Нянь Сюэжуй. Первый опыт применения режимов ТОР и СПВ в России и экспериментальных ЗСТ в Китае // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2018. № 4. С. 96–108.

Лёвушкина А.О. Методологические аспекты исследования институтов развития на Дальнем Востоке России // Известия Восточного института. 2018. №2 (38). С. 41–56.

Киреев А.А. Структурные стимулы и ограничения политики развития российского Дальнего Востока // Проблемы национальной стратегии. 2019. №4. С. 156–171.

Лёвушкина А.О. Российские акторы политики развития российского Дальнего Востока: цели и интересы // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. №4. С.135–146.

Sergei Sevastianov & Ekaterina Sokolova. Russian Gas Companies Strategies in the Asia-Pacific and in the Arctic under Western Sanctions and Selective Government Support // Journal of Politics and Law. 2020. Vol. 13. No. 1. P. 66–74.