02.740.11.0167

Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

Мероприятие 1.1 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области судостроения»

Государственный контракт №  02.740.11.0167 от 25 июня 2009 .

Тема: «Исследования в области обеспечения эксплуатационной надежности транспортных технологий и судов для освоения пространств и ресурсов Арктики и шельфа и подготовки кадров инновационного судостроения»

 

  1. Цель проекта

Разработка теоретических основ оптимизации и обеспечения эксплуатационной надежности транспортных технологий и судов для освоения пространств и ресурсов Арктики и шельфа, использование результатов научных исследований для создания и освоения новой техники, формирование инновационной среды эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их закрепление в сфере науки, образования и высоких технологий.

 

  1. Основные результаты проекта

В процессе выполнения проекта созданы теоретические основы проектирования и обеспечения эксплуатационной надежности транспортных технологий и судов, новые методы и алгоритмы их оптимизации и автоматизированного проектирования:

- методика многофакторного сопоставления сложных технических объектов и исследования морских транспортных систем;

- методика обеспечения эксплуатационной надежности морской техники с учетом стохастических и динамических факторов;

- методика оптимизации характеристик транспортных и промысловых судов с учетом случайных факторов и позиций инвестора;

- методика автоматизированного проектирования и сопровождения судов в течение всего жизненного цикла;

- методика обеспечения эксплуатационной надежности движительного комплекса судов;

- математическая модель расчета оболочек;

- математическая модель исследования колебаний механических систем и оболочек;

- математическая модель колебаний оболочки с учетом начальных неправильностей.

Новизна применяемых решений заключается в применении современных моделей, методов, программ и программных продуктов, используемых на передовых предприятиях судостроительной отрасли, в том числе и за рубежом.

Достоверность результатов, полученных в результате выполнения проекта, определяется использованием апробированных численных методов и подтверждается решением тестовых задач, проверенных путем сопоставления полученных результатов с известными данными натурных и модельных экспериментов, выполненных другими авторами, в том числе зарубежными. Основные результаты, полученные в результате выполнения проекта, широко представлены и неоднократно обсуждались на всероссийских, международных и прочих конференциях, опубликованы в научно-технических журналах, в том числе из перечня ВАК, получили одобрение отечественных и зарубежных специалистов в области судостроения.

 

  1. Назначение и область применения результатов проекта

Результаты проекта используются и могут использоваться в судостроительной и судоремонтной отраслях, а также при проектировании и создании современных транспортных систем, технологий и других объектов морской техники и при разработке приложений систем автоматизированного проектирования.

Результаты проекта используются в образовательном процессе в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) и Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете (КнАГТУ).

Результаты проекта рекомендуется использовать в профильных высших учебных заведениях, научно-исследовательских, проектно-конструкторских организациях и предприятиях, связанных с разработкой и созданием транспортных систем и технологий, судов и отдельных их элементов. Результаты проекта прошли апробацию на предприятиях Дальнего Востока.

Экономическая эффективность и значимость результатов проекта обусловливается повешением качества, надежности и обоснованности проектных решений и сокращением сроков проектно-конструкторских работ по созданию конкурентоспособных транспортных технологий, систем, судов и других объектов морской техники.

Результаты проекта позволили:

- определить новые перспективные направления исследований в области освоения Арктики и шельфа, оптимизации судов, транспортных систем и других морских инженерных сооружений;

- обеспечить интеграцию научно-технического потенциала вузов исполнителей и научных и проектных организаций для достижения заданных индикаторов и показателей и максимально-возможной результативности научных исследований, повышения качества подготовки кадров и развития судостроительных технологий;

- обеспечить развитие сложившихся научных коллективов и создание новых научных школ с целью усиления конкуренции и формирования инновационной ориентации научно-технической деятельности, эффективного воспроизводства технических, научных и научно-педагогических кадров и их закрепление в сфере производства, науки  и образования.

- обеспечить поддержку научно-исследовательской и научно-практической деятельности студентов и аспирантов, развитие научных инициатив и привлечение молодых научных кадров в структуре университета.

В процессе выполнения проекта предложены полезные модели, программы для ЭВМ и запатентованы объекты интеллектуальной деятельности, направленные на совершенствование конструкций гребных винтов судов различного назначения и морских ледостойких платформ. Разработанные объекты интеллектуальной деятельности ориентированы на повышение эффективности, надежности, безопасности и конкурентоспособности судов и других морских инженерных сооружений.

 

  1. Исполнители проекта

       В проекте принимали участие преподаватели, молодые исследователи, аспиранты и студенты ДВФУ (ДВГТУ) и КнАГТУ участники НОЦ «Морские интеллектуальные технологии» (всего 35 человек).

       Руководитель проекта докт. техн. наук, профессор В.Г. Бугаев.

       Ответственный исполнитель М.В. Китаев