Вестник
Инженерной школы
Дальневосточного федерального университета
ISSN 2227-6858

Технология и организация судостроения и судоремонта
О статье: поступила: 09.10.2019; финансирование: бюджет ДВФУ.
DOI: http://www.dx.doi.org/10.24866/2227-6858/2020-1-8
УДК 621.893 : 629.5.03

Л.Б. Леонтьев, Н.П. Шапкин, В.Н. Макаров, А.Г. Токликишвили

ЛЕОНТЬЕВ ЛЕВ БОРИСОВИЧ – д.т.н., профессор, AuthorID: 760417, SPIN: 9456-5027,
ORCID: 0000-0002-8072-306X, ResercherID: U-9351-2017, ScopusID: 6603944093, e-mail: leontyev.l.b@yandex.ru
ТОКЛИКИШВИЛИ АНТОНИНА ГРИГОРЬЕВНА – к.т.н., доцент, SPIN: 1578-2063, е-mail: Toklikishviliggg@yandex.ru
Кафедра сварочного производства Инженерной школы
ШАПКИН НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ – д.х.н., профессор, AuthorID: 55596, SPIN: 9135-8524,
ORCID: 0000-0002-4287-8917, ResercherID: I-2935-2014, ScopusID: 6603925928, е-mail: npshapkin@gmail.com
Кафедра неорганической и элементоорганической химии Школы естественных наук
Дальневосточный федеральный университет
Суханова ул. 8, Владивосток, Россия, 690091
МАКАРОВ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ – начальник слесарно-механического участка 
корпусно-докового цеха, e-mail: makarov_vasily@mail.ru
АО «Центр судоремонта Дальзавод»
Дальзаводская ул. 2, Владивосток, Россия, 690001

Выбор органо-неорганических материалов
для упрочнения шеек коленчатых валов

судовых среднеоборотных дизелей

Аннотация: Приведены обобщающие результаты исследований триботехнических свойств сопряжения «коленчатый вал–покрытие–вкладыш» судового среднеоборотного дизеля, которые проводили авторы данной статьи в течение 8 лет. На основании полученных результатов для повышения долговечности подшипников коленчатых валов авторы предлагают формировать износостойкие тонкопленочные металлокерамические покрытия на шейках вала, которые получают методом трибомодификации поверхности природными и искусственными слоистыми силикатами.
Впервые приведен химический состав конкретных триботехнических материалов. Установлено, что, изменяя их химический состав и структуру, можно повышать долговечность трибосопряжения в большом диапазоне за счет оптимизации параметров состава, структуры, топографии, твердости и модуля упругости покрытия. Результаты исследования могут быть использованы для упрочнения шеек коленчатых валов при капитальном ремонте дизелей.
Ключевые слова: долговечность, подшипник, коленчатый вал, дизель, триботехнический материал, покрытие, износостойкость.


Скачать статью в формате PDF