Вестник
Инженерной школы
Дальневосточного федерального университета
ISSN 2227-6858

Проектирование и конструкции судов

Статья поступила в редакцию 30.01.2024; одобрена после рецензирования 09.02.2024; принята к публикации 15.03.2024.
Научная статья

УДК 629.5.065

DOI: http://doi.org/10.24866/2227-6858/2024-1/41-55

Овчинников К.Д., Митюшин А.В., Франк М.О.

Овчинников Кирилл Дмитриевич – кандидат технических наук, доцент кафедры проектирова-ния судов, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (Санкт-Петербург, Россия), ovchinnikov_kd@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8753-6243 

Митюшин Антон Валерьевич – выпускник специалитета, Санкт-Петербургский государствен-ный морской технический университет (Санкт-Петербург, Россия), tokha.m.74@mail.ru

Франк Максим Олегович – выпускник аспирантуры, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (Санкт-Петербург, Россия),frankmaks95@mail.ru

Обоснование выбора спускоподъемного устройства для судна-носителя безэкипажных катеров

Аннотация. Представлены результаты анализа применения и эффективности наиболее распространен-ных типов спускоподъемного устройства (СПУ) для судна-носителя (СН) безэкипажных катеров (БЭК): палубный кран, П-образная рама и слип. Анализ проводился на примере гидрографического лоцмейстерского судна высокого ледового класса неограниченного района плавания. Для оценки эффективности СПУ использовался метод анализа иерархий. Первый уровень иерархий состоял из десяти критериев. В результате расчетов показано, что наиболее важными критериями при оценке эффективности СПУ являются возможность резервирования, использование площади и устойчивость к внешней среде, а также многофункциональность. Наименее значительными критериями являются стоимость и технологичность производства СПУ. Применимость различных типов СПУ анализировалась прямыми построениями на рассматриваемом примере судна-носителя с акцентом на наиболее важные критерии эффективности СПУ. Было рассмотрено более 50 вариантов размещения СПУ и БЭК на рабочей палубе СН. После выполнения анализа применимости различных типов СПУ для БЭК были выполнены итоговые расчеты эффективности. В результате получено, что наилучшим вариантом СПУ для рассматриваемого примера является П-образная рама. СПУ типов палубный кран и слип показали примерно одинаковые результаты. При этом следует отметить, что, несмотря на наличие явного лидера в результатах выполненной оценки, полученные значения являются довольно близкими, что согласуется с применением всех рассматриваемых типов СПУ на научно-исследовательских, гидрографических и других судах.

Ключевые слова: спускоподъемное устройство, безэкипажный катер, БЭК, суда-носители, палубный кран, П-образная рама, слип, критерии эффективности, метод анализа иерархий


Скачать статью в формате PDF


Для цитирования: Овчинников К.Д., Митюшин А.В., Франк М.О. Обоснование выбора спускоподъ-емного устройства для судна-носителя безэкипажных катеров // Вестник Инженерной школы Дальне-восточного федерального университета. 2024. № 1(58). С. 41–55.