Строительные материалы и изделия
Статья поступила в редакцию 04.02.2024; одобрена после рецензирования 11.03.2024; принята к публикации 15.03.2024.
Научная статья
УДК 691
DOI: http://doi.org/10.24866/2227-6858/2024-1/96-112
Клюев С.В., Золотарева С.В., Аюбов Н.А., Федюк Р.С., Лисейцев Ю.Л.
Клюев Сергей Васильевич – доктор технических наук, доцент, заведующий Научно-исследовательской лаборатории ресурсо-энергосберегающих технологий, оборудования и комплексов Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (Белгород, Россия), klyuyev@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1995-6139
Золотарева Светлана Васильевна – аспирант Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (Белгород, Россия), svet.zolotarewa2012@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7540-8164
Аюбов Нарман Аюбович – кандидат экономических наук, доцент, научный сотрудник Ком-плексного научно-исследовательского института им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук (г Грозный, Россия), yrekly@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-8129-9598
Федюк Роман Сергеевич – доктор технических наук, доцент, профессор военного учебного центра при Дальневосточном федеральном университете (Владивосток, Россия), roman44@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2279-1240
Лисейцев Юрий Леонидович – соискатель Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема (Биробиджан, Россия), y.liss@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2279-1240
Смеси высокой проникающей способности для оснований дорожных одежд
Аннотация. Состояние отечественной дорожной сети требует значительного количества строительных и ремонтных мероприятий, в том числе направленных на повышение долговечности оснований дорожных одежд. Разработана широкая номенклатура смесей высокой проникающей способности (СВПС) из композиционных вяжущих, измельчённых до Sуд = 500 м2/кг, получаемых на основе ЦЕМ I 42.5 Н ЗАО «Белгородский цемент», частично замещенного техногенными ресурсами с добавкой суперпластификатора Полипласт ПФК-НЛМ. Характеристика вязкости разработанных смесей свидетельствует об их высокой проникающей способности, так как время истечения исследуемых материалов через вискозиметр Марша при В/В=0,62 и расходе воды 140 л/м3 составляет 33–39 секунд. Начало схватывания составляет не менее 75 минут, что позволяет осуществлять эффективное закрепление оснований дорожных одежд. Композиционное вяжущее способствует значительному повышению ранней прочности CВПС на сжатие (до 56% по сравнению с контрольным составом) и на изгиб (до 75%). Отношение прочности на растяжение при изгибе и на сжатие разработанных составов (во вторые сутки составляет 0,13, в седьмые – 0,11, а в 28-е – 0,12) зачастую превышает аналогичную характеристику контрольного состава, несмотря на замещение портландцемента более 50 мас. % отходами мокрой маг-нитной сепарации (ММС) железистых кварцитов, ТВМ и СП, что указывает на развитие трещиностой-кости материала. Установлено увеличение деформативных характеристик затвердевшей на КВ-50СП+1%ТВМ по сравнению со смесью на цементе ЦЕМ I 42.5 Н на 112%. Исследования деформатив-ных свойств смесей позволяют сделать вывод о том, что на основе разработанных СВПС и щебня из метаморфических сланцев возможно получение бетонов для дорожных оснований, соответствующих нормативной документации для данного вида строительства. Испытания образцов укрепленных щебеночных оснований на весь комплекс физико-механических свойств и эксплуатационных характеристик показали, что разработанные составы СВПС позволяют при укреплении щебеночных оснований получать бетоны класса В5–В10, и их можно использовать при устройстве оснований II категории автомобильных дорог.
Ключевые слова: материал, дорога, покрытие, основание, смесь
Для цитирования: Клюев С.В., Золотарева С.В., Аюбов Н.А., Федюк Р.С., Лисейцев Ю.Л. Смеси вы-сокой проникающей способности для оснований дорожных одежд // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2024. № 1(58). С. 96–112.