Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
Статья поступила в редакцию 19.04.2024; доработана после рецензирования 07.06.2024; принята к публикации 10.06.2024.
Научная статья
УДК 504.7: 502.53
DOI: http://doi.org/10.24866/2227-6858/2024-2/109-118
Стетюха В.А.
Стетюха Владимир Алексеевич – доктор технических наук, доцент, профессор факультета строительства и экологии, Забайкальский государственный университет, Чита, Российская Федерация, stetjukha_chita@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4553-9558
Повышение безопасности дорог в условиях глобального потепления
Аннотация. Приводятся параметры глобального потепления и характеристики изменения мощности сезонно-талого слоя в восточных регионах страны, изменения температуры грунта в зоне распространения многолетней мерзлоты. Определяются последствия потепления, создающие угрозу экологической безопасности. Рассматриваются примеры использования теплоизоляции в условиях регионов с суровым климатом. Актуальность проблемы связана с глобальным потеплением и угрозой деградации многолетнемерзлых грунтов в отдельных регионах. Анализ литературных источников показал недостаточную степень исследования оптимальных способов применения теплоизоляции, связанных с выбором толщины слоя, глубины ее размещения, а также сроками укладки. Объектом исследования являются массивы грунта с прослойками из теплоизоляционных материалов. В массивах присутствуют высокотемпературные многолетнемерзлые грунты. Предмет исследования – поля температуры в массиве грунта и их изменения при размещении теплоизоляции в грунте. Целью работы является количественная оценка влияния параметров теплоизоляции на температурный режим грунта, выявление наиболее эффективных способов применения теплоизоляции. Поля температуры в массиве грунта определяются решением нелинейной задачи тепломассопереноса по разработанной автором методике. Оценивается влияние теплоизоляции на характер изменения температуры грунта на разной глубине в разные периоды времени. Приводятся поля температуры при разной толщине теплоизолятора, разных вариантах и сроках его размещения в массиве грунта. Анализ результатов подтверждает целесообразность использования теплоизоляции в рассматриваемых условиях. Определены величина перемещения нижней границы сезонно-талого слоя при использовании теплоизоляции и рекомендуемые сроки размещения теплоизоляции. Область применения результатов – инженерная защита транспортных сооружений.
Ключевые слова: экологическая безопасность, массив грунта, синтетический теплоизолятор, многолетнемерзлый грунт, теплопроводность
Для цитирования: Стетюха В.А. Повышение безопасности дорог в условиях глобального потепления // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2024. № 2(59). С. 109–118.