Наша жизнь состоит из отношений, «львиная доля» из которых – это социально-партнерские (коллективные) отношения, в том числе производные от них - трудовые отношения. Поэтому мы используем инструменты правового регулирования социального партнерства в сфере труда по уровням: нормативный и договорной. Нормативный уровень это нормативно-правовые акты, к договорному относятся коллективные договоры и соглашения, трудовые договоры, которые не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В данном случае присутствует институт с делегированием полномочий работодателями и работниками структурным образованиям и организациям, в том числе и профсоюзу. Коллективные (социально-партнерские) отношения складываются по поводу проведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений; участия работников и их представителей в управлении организацией, профсоюзного представительства и защите прав работников, проведения взаимных консультаций, переговоров по вопросам регулирования трудовых отношений.
Система социального партнерства – это иерархическая структура уровней социального партнерства, основанная на определенных принципах социального партнерства, основной из которых – запрет ухудшения положения работника при выборе из действующих одновременно нескольких коллективных соглашений. Система складывалась как противовес классовому противостоянию труда и капитала. Формирование и развитие трудовых правоотношений – длительный исторический процесс, где отношения между трудом и капиталом, между наемными работниками и работодателями варьируются от противостояния до переговоров и взаимных консультаций. Любая совокупность социальных связей всегда является следствием долгого исторического взаимодействия разнородных факторов. В идеале Социалистическая революция должна была снять все противоречия между трудом и капиталом. В разных странах мира модели взаимодействия между работниками, работодателями и государством складывались по-разному, формируя модели взаимодействия (Таблица 1).
№ п/п |
Наименование модели | Содержание функционала |
1. | Трипартизм | Трёхсторонняя модель регулирования социально-трудовых отношений, участниками которой являются государство, работодатели и работники |
2. | Бипартизм | Двусторонняя модель регулирования социально-трудовых отношений на уровне организации |
Большинство стран, в том числе и Россия, сделали свой выбор в пользу трехстороннего сотрудничества социальных партнеров и государства, трехсторонних консультаций и трех-двусторонних коллективных соглашений и договоров на национальном, межотраслевом, отраслевом, территориальном и локальном уровнях с участием профсоюзов и/или союзом работодателей. Начало ХХI в. ознаменовалось существенными изменениями, сдвигами в общественной организации труда, усилением индивидуально-договорных (частных) начал в правовом регулировании трудовых отношений и, как оборотная сторона медали, снижением роли профессиональных союзов работников, профессиональной солидарности. Учение о социальном партнерстве сформировалось в Германии уже после Второй мировой войны. Оно было неразрывно связано с социал-демократической идеологией и, до известной степени, являлось ее порождением. Сам термин «социальное партнерство» связан с именем председателя одного из западногерманских промышленных профсоюзов Г. Лебера, предложившего свой профсоюзный план социального партнерства. Интеграция и глобализация мира в социально-экономическом развитии нашла отражение и в Международном социальном диалоге на наднациональном уровне в объединении европейских профсоюзов (Европейская конфедерация профсоюзов стран-членов ЕС (ETUC), Европейская конфедерация руководителей и управленческого персонала стран ЕС (CEC), Европейская конфедерация независимых профсоюзов (CESI), объединения европейских работодателей (Союз объединений промышленников и работодателей Европы (UNICE), Европейская ассоциация ремесленников, малых и средних предприятий (UEAPME) и др.).
Конвенция МОТ (Международная организация труда) № 154 и Рекомендация № 163 предусматривают, что необходимо обеспечить содействие тому, чтобы коллективные переговоры могли проходить на любом уровне, в частности предприятия, отрасли или всей промышленности либо на региональном или национальном уровнях, причем должна быть обеспечена координация между этими уровнями.
Принцип обязательности и надлежащего исполнения коллективных договоров (соглашений), заключенных в результате коллективных переговоров. Он придает устойчивость правовому механизму социального партнерства. При всей добровольности для сторон коллективных переговоров к их результату – коллективному договору – применяется требование его обязательности для сторон.
В сфере социально-трудовых отношений работники и работодатели имеют свои собственные интересы, которые далеко не всегда совпадают. Создают они и свои организационные структуры в виде предпринимательских и профессиональных союзов, которые позволяют общими усилиями отстаивать корпоративные интересы. Во взаимодействии этих структур роль посредника или координатора между ними берет на себя государство.
Прообразом современных профсоюзов можно считать ассоциации ремесленников, именуемые также рабочими союзами или общинами подмастерьев, которые начали складываться в XIV.
В России КзоТ 1971 г. содержал специальную главу о профсоюзах (ст. 225 – 235). В ст. 226 определялось, что профсоюзы представляют интересы рабочих и служащих в области производства, труда, быта и культуры. Права профкомов предприятий, определенные в ст. 230, были очень широки: организация социалистического соревнования, содействие изобретательству, участие в распределении жилплощади и др.
По российскому законодательству профсоюзы создаются с одной единственной целью – представительство и защита трудовых прав и интересов.
Закон о профессиональных союзах содержит перечень основных прав профсоюзов. К ним относятся следующие права: на содействие занятости, на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров, на информацию, на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров, на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, на социальную защиту работников, права в области охраны труда и окружающей природной среды, на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров. Распространенный правовой акт, регулирующий основные вопросы производственной деятельности с социальной привязкой - это коллективный договор. Согласно действующему законодательству под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор включает условия нормативные и обязательственные. Нормативные условия содержат локальные нормы права. В отличие от нормативных, обязательственные условия не носят нормативного характера, предусматривают конкретные обязательства сторон с указанием срока их исполнения и ответственного лица.
Используемая литература
1. Дитятин И.И. Очерки истории цехов в Западной Европе. Ярославль, Б.г. С. 43–46; Предваряя союзы. Наемные рабочие и коллективные действия в Европе 1300 – 1850 / Под ред. К. Лиз и др. М., 1997
2. Лушникова М.В., Лушников А.М. Социальное партнерство в сфере труда. Яросл.гос.ун-т – Ярославль, 2008.-432 с.
3. Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ
4. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ (последняя редакция)
Профсоюзная общественная организация работников ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»