Физика в пространстве (Дальний Восток: Чита – Владивосток) и времени (1923 – 1939)

 

История появления и развития естественно-научного образования в Дальневосточном федеральном университете причудливым образом в смысле сути и динамики событий переплетена с историей двух педагогических институтов: Государственного Дальневосточного педагогического института имени Ушинского (г. Владивосток) и Читинского педагогического института (г. Чита). В 20-е годы прошлого столетия на коротких временных интервалах происходило большое количество реорганизаций высших учебных заведений Дальнего Востока России. Нашим современникам затруднительно понять их суть без хотя бы поверхностного исторического среза состояния всех сторон жизни дальневосточной окраины России, которые определялись условиями, сложившимися в ходе гражданской войны и сразу после нее. Яркое их описание можно найти в книге известного историка, замечательного профессора ДВГУ Элеоноры Васильевны Ермаковой «Дальневосточный государственный университет. История и современность. 1899 – 1999», подготовленной и изданной к 100–летнему юбилею университета. Вот один фрагмент из этой книги:

«Отгремела гражданская война, ее последние раскаты затихли на берегах Тихого океана. Здесь, как и повсюду в стране, царили разруха, полуголодная жизнь, на бирже труда выстраивались большие очереди… Столица восточной окраины России − Владивосток, недавно освобожденный от интервентов, сохранял в своем облике заметные черты старого буржуазного мира и восточного колорита. В Амурском заливе и бухте Золотой Рог было много китайских и корейских шаланд, на улицах можно было увидеть китаянок с изуродованными маленькими ножками. Работали нелегально опиекурильни, ночлежки, процветала контрабанда …По краю гуляли банды хунхузов и не успевшие перебраться в Маньчжурию остатки местных белогвардейцев.

В это суровое, тревожное время удивительным, необычным явлением для иностранцев была та неуемная тяга к знаниям, которую проявила в 20-е годы молодежь Советской России. Красноармейцы, матросы, юноши и девушки с заводов и деревень жаждали знаний, как путник в пустыне … Они и составили костяк первых наборов советского студенчества».

Эта тяга к знаниям наиболее заметно проявлялась во Владивостоке и Чите, городах, где сложились наиболее благоприятные условия для «революционного преобразования» имеющихся учебных заведений. Так, во Владивостоке еще в 1917 году был создан Учительский институт. На обращение бывшего главы города И.А. Юшенкова к Министру Народного Просвещения графу П.Н. Игнатьеву об открытии Учительского института пришел ответ, что просьба будет выполнена, если «…Городское Самоуправление предоставит Институту помещение и возьмет на себя некоторые расходы по содержанию его». Владивостокской Городской Комиссией по Народному Образованию был подготовлен и представлен Городской Думе печатный доклад об открытии во Владивостоке Учительского института. Подчеркивалось: «…городу Владивостоку как крупнейшему по значению города Приморья, было бы правильнее желать педагогического учебного заведения высшего типа, т.е., Педагогического института».

В ноябре 1917 года состоялось его открытие, и, несмотря на трехлетнее довольно жалкое существования этого Института, связанное в основном с проблемами финансирования, было принято решение о создании во Владивостоке уже не среднего, а высшего педагогического учебного заведения. Этим вузом стал открытый в 1920 году Государственный Дальневосточный Педагогический Институт имени Ушинского, в составе которого в 1921 году появился факультет математики и естественных наук с полным курсом обучения в 4 года. Указывалось, что «факультет математических и естественных наук выпускает педагогически подготовленных преподавателей следующих учебных предметов: математики, ФИЗИКИ, химии, космографии, ботаники, зоологии, геологии с минералогией, страноведения, физической географии, география России и местного края, экономической географии». Изучаемые дисциплины включали общий курс физики, теоретический курс, лабораторные занятия по физике, механике (теория и практика), а также, что важно, − методику физики.

Теперь несколько слов о схожих процессах, параллельно проходящих в г. Чите. Они довольно хорошо изучены историками (см., например, работу Л.С.Малявиной), ограничимся здесь только фиксацией «линии», ведущей в конечном итоге во Владивосток. Итак, в 1921 году по одной из образовательных инициатив правительства Дальневосточной Республики – Дальревкома – на базе Читинского учительского института (основан в 1920–ом году) был создан Читинский институт народного образования. Его официальное открытие в составе двух факультетов − гуманитарного и физико-математического − состоялось 9 октября 1921 г. Основная задача, поставленная перед Институтом Наркомпросом РСФСР, на уровне которого принимались тогда решения о реорганизациях, тоже вполне революционная – готовить «новых учителей» для первой и второй ступеней Единой Трудовой школы.

Вскоре по политическим соображениям гуманитарный факультет власти закрыли, при этом физматфак был переименован в педагогический.

В марте 1923 г. Институт стал Читинским государственным университетом.

Ну и, наконец, эти два «ручейка» начали сливаться: решающая для становления и развития физического, математического и естественно-научного образования в Дальневосточном федеральном университете (как правопреемнике ГДУ) реорганизация вузов Владивостока произошла в начале 1923 года, когда ГДУ, Педагогический институт им. Ушинского и Политехнический институт решением Дальревкома были объединены в один вуз – Государственный Дальневосточный университет. В июне этого же года назначенному ректору университета профессору В.И. Огородникову неожиданно пришлось снова отстаивать университет во Владивостоке на заседании Наркомпроса РСФСР. После долгих обсуждений он все же был включен в общую сеть вузов страны, и 26 июня на заседании комиссии по дальневосточным вузам при Главпрофобре было вынесено постановление: «1. Утвердить сеть высших учебных заведений Дальнего Востока в следующем составе: а) Дальневосточный университет в составе факультетов: технического с отделениями горным и механическим; восточного и рабочего; б) Читинский университет в составе факультетов: педагогического, агрономического и рабочего. 2. Признать возможность существования этой сети при условии содержания обоих университетов за счет средств Дальревкома». Однако, довольно быстро выяснилось, что Дальревком не в состоянии финансировать оба университета. Поэтому в июле на совещании в Чите, посвященном решению проблемы, оно было найдено: объединить два университета в один путем слияния Читинского университета с ГДУ.

В сентябре 1923 года во Владивосток начали прибывать преподаватели (7 профессоров, 13 преподавателей, 7 научных сотрудников и 2 преподавателя рабочего факультета) и студенты Читинского государственного университета. Так в ГДУ был выделен новый факультет – педагогический. В следующем, 1924/25 учебном году, ГДУ в состав педагогического факультета входили отделения ‒ естественное и физико-химическое.

Ретроспективно это можно было бы оптимистично оценить как классическое развитие по спирали – от физико-химического отделения ГДУ 20-х годов прошлого столетия к современному Институту наукоемких технологий и передовых материалов ДВФУ, интегрирующему образовательные и научные программы физиков и химиков университета.

Однако не все так просто в истории физического образования: столь успешно начавшийся процесс был довольно неожиданно прерван в 1930 году, когда Государственный Дальневосточный университет решениями руководящих органов Дальнего Востока и страны расформировали, преобразовав его в сеть отраслевых учебных заведений. Но «ручеек» не успел пересохнуть – Совет народных комиссаров РСФСР сумел быстро признать совершенную ошибку недооценки роли университетов в подготовке кадров на принципах фундаментального образования, и уже в июле 1931 года принял решение о восстановлении шести ранее закрытых по стране университетов, включая Дальневосточный. Наш университет возобновил работу в октябре 1931 года в составе трех факультетов: физико-математического, химического и восточного. Он должен был готовить научных работников в области химии, физики и математики. Далее, по страницам книги Э.В. Ермаковой, можно отследить интересующие нас события в трагическое десятилетие до очередного закрытия университета в 1939 году:

1932 год:

  • университету передано здание индустриального техникума на улице Суханова, 8;

  • в 1931/32 учебном году в университет было зачислено 250 студентов на 4 отделения: физическое, химическое, астрономо-геодезическое и востоковедное;

1934 год:

  • докладная записка ректора университета А.В. Пономарева в Культпроп ЦК ВКП(б) с обоснованием открытия новых специальностей. В частности, на физическом отделении – теоретическая физика, экспериментальная и техническая физика; на химическом – органическая, неорганическая, физическая химия;

1935 год:

  • планировалось открыть Научно-исследовательский институт физики;

1937 год:

  • количество студентов по факультетам: восточный – 165 чел., химический – 177 чел., физико-математический – 139 чел. Намечалось довести численность студентов до 2500 чел.;

  • физическое отделение к этому времени готовило физиков-исследователей, физиков-теоретиков, геофизиков для фабрично – заводских и научно-исследовательских лабораторий;

  • в целом, за прошедшие после восстановления годы университет выпустил 296 специалистов, которым была присвоена квалификация научных работников II разряда и преподавателей вузов, втузов, техникумов и средних школ. Заявок же на университетских специалистов было гораздо больше, чем мог удовлетворить университет: так, из 50 заявок по физфаку удовлетворено только 13, лучше у химиков – из 42 заявок удовлетворено 37.

Но многим планам не суждено было осуществиться ‒ подошли наиболее трагические времена в истории университета: по делу контрреволюционной шпионско-вредительской организации, якобы существовавшей в Дальневосточном государственном университете, прошли жестокие расправы с его преподавателями и руководством. Преподаватели прежде всего обвинялись в срыве подготовки высококвалифицированных советских специалистов, невыполнении ими учебных планов и программ подготовки. Многие были репрессированы, расстреляны или отправлены в лагеря. Университет, несмотря на сложность обстановки, продолжал работать, стремясь выйти из трудной ситуации, и даже объявил набор студентов на 1939/40 учебный год. Однако, первого сентября занятия так и не начались, университет, согласно распоряжению Народного Комиссариата Просвещения, был закрыт, а с 1 июля все преподаватели были уволены. Закрытие происходило настолько странным способом, что до сих пор историки наиболее вероятной (и в то же время невероятной, не поддающейся уму!) причиной считают нехватку помещений для размещения структур НКВД и приглянувшемуся этой организации для решения проблемы зданию по ул. Суханова, 8. В пользу этой версии косвенно свидетельствует то обстоятельство, что в Постановлении Совмина СССР от 23 августа 1956 г. №1211 о восстановлении ДВГУ один из пунктов гласил:

«Обязать Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР передать Министерству высшего образования СССР, до 1 октября 1956 г., здания, занимаемые Управлением КГБ по Приморскому краю».

Одним из них стало историческое здание по ул. Суханова, 8., в котором вновь стало строиться «гнездо физиков». К этому времени военной коллегией Верховного суда СССР уже было установлено, что преступной организации, якобы созданной в ДВГУ, не существовало, все преподаватели были реабилитированы за отсутствием состава преступления.

Новая эра в истории университета, возрождении и достижении высокого уровня его образовательных и научных программ, как и 40 лет назад, также началась с педагогического образования: ДВГУ был восстановлен на базе Владивостокского педагогического института (год создания – 1943-й). А в легендарном здании по ул. Суханова, 8, начал свою новую жизнь физико-математический факультет, из которого в 1972 году был выделен физический факультет ДВГУ.