Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства
Статья поступила в редакцию 09.11.2023; одобрена после рецензирования 22.11.2023; принята к публикации 15.03.2024.
Научная статья
УДК 621.893: 629.5.03
DOI: http://doi.org/10.24866/2227-6858/2024-1/56-66
Леонтьев А.Л., Леонтьев Л.Б., Шапкин Н.П.
Леонтьев Андрей Львович – кандидат технических наук, министр энергетики и газоснабжения, Правительство Приморского края (Владивосток, Россия), gfi25leontev@mail.ru
Леонтьев Лев Борисович – доктор технических наук, профессор, Политехнический институт, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Россия), leontyev.l.b@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8072-306X
Шапкин Николай Павлович – доктор химических наук, профессор, Институт наукоёмких тех-нологий и передовых материалов, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Рос-сия), npshapkin@gmail.com, SPIN-код: 9135-8524, https://orcid.org/0000-0002-4287-8917
Влияние твердости шеек вала и химического состава триботехнических органо-неорганических материалов для формирования покрытий на стали на эксплуатационные свойства подшипников коленчатых валов судовых среднеоборотных дизелей
Аннотация. В работе приведены обобщающие результаты исследований эксплуатационных свойств трибосопряжения «коленчатый вал – вкладыш подшипника» судового среднеоборотного дизеля. Основной причиной отказов коленчатых валов является износ шеек. Для повышения долговечности подшипников коленчатых валов предлагается формировать износостойкие тонкопленочные металлокерамические покрытия на шейках вала, которые получают методом трибомеханической модификации поверхности органо-неорганическими материалами на основе вермикулита. Установлено, что на скорость изнашивания деталей трибосопряжения «коленчатый вал – вкладыш подшипника» судового среднеоборотного дизеля влияют механические свойства: наибольшее действие оказывает модуль упругости поверхностного слоя, меньшее – его твердость, а также высотные параметры структуры по-верхности. Для повышения износостойкости деталей трибосопряжения «коленчатый вал – вкладыш подшипника» и, соответственно, его долговечности необходимо формировать на поверхности шеек тонкопленочные металлокерамические покрытия, обеспечивающие оптимальные параметры механических свойств и структуры поверхности.
Ключевые слова: дизель, подшипник, покрытие, износ, триботехнический материал, механические свойства, топография поверхности
Для цитирования: Леонтьев А.Л., Леонтьев Л.Б., Шапкин Н.П. Влияние твердости шеек вала и химиче-ского состава триботехнических органо-неорганических материалов для формирования покрытий на стали на эксплуатационные свойства подшипников коленчатых валов судовых среднеоборотных дизелей // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2024. № 1(58). С. 56–66.