Вестник
Инженерной школы
Дальневосточного федерального университета
ISSN 2227-6858

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ СУДОВ

Статья поступила в редакцию 11.02.2025; доработана после рецензирования 24.02.2025; принята к публикации 18.03.2025. 
Научная статья

УДК 629.54

DOI: https://doi.org/10.24866/2227-6858/2025-1/74-88

Демешко Г.Ф., Кашаев В.М.

Демешко Геннадий Фёдорович – доктор технических наук, профессор кафедры проектирования судов, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (Санкт-Петербург, Российская Федерация), morcenter@mail.ru

Кашаев Владислав Михайлович – аспирант Департамента морской техники и транспорта Политехнического института, Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, Российская Федерация), kashaev.vm@dvfu.ru, https://orcid.org/0009-0006-4915-4504

Сравнительный анализ альтернативных способов обеспечения соответствия экологическим нормам выбросов выхлопных газов судов (часть 2)

Аннотация. Принятые Международной морской организацией в 2020 г. требования, изложенные в Приложении VI к конвенции МАРПОЛ 73/78 и касающиеся ограничения содержания оксидов серы и азота в выхлопных газах судов, привели к росту издержек в мировом судоходстве. Эти издержки связаны, в первую очередь, с возникшей необходимостью перехода на дорогостоящее низкосернистое топливо при полном исключении использования традиционного мазута, и хотя оборудование судна средством очистки выхлопных газов (т.н. скруббером) позволяет продолжить использование высокосернистого топлива, это также связано с издержками, возникающими из-за значительных эксплуатационных затрат на установку и эксплуатацию скруббера. В то же время соответствия экологическим нормам можно достичь, используя на судне в качестве действительно «чистого» топлива его нетрадиционные виды, к каковым, среди прочих, относится природный газ, который в целях достижения максимальной эффективности хранения, транспортировки и использования сжижают на специальном оборудовании, охлаждая до температуры -163 °С. Ниже освещены проектные аспекты реализации на судах указанных выше способов достижения соответствия экологическим нормам и произведено их стоимостное сравнение на примере паромов проекта CNF19M. В своей предыдущей работе [1], продолжением и дополнением которой является предлагаемая статья, авторы подобное сравнение уже проделали на примере строящихся на заводе «Звезда» танкеров класса «Афрамакс», но посчитали необходимым осветить ряд дополнительных аспектов в использовании рассмотренных авторами способов решения данной проблемы, что и стало предметом предлагаемой публикации.

Ключевые слова: экологические требования, ограничение выбросов серы, низкосернистый мазут, сжиженный природный газ в качестве топлива, газомоторные суда, скрубберы, очистка выхлопных газов, экономическая эффективность, экономия на топливе, паромы


Скачать статью в формате PDF


Для цитирования: Демешко Г.Ф., Кашаев В.М. Сравнительный анализ альтернативных способов обеспечения соответствия экологическим нормам выбросов выхлопных газов судов (часть 2) // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2025. № 1(62). С. 74–88.