ТЕХНОЛОГИЯ СУДОСТРОЕНИЯ, СУДОРЕМОНТА И ОРГАНИЗАЦИИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Статья поступила в редакцию 14.02.2025; доработана после рецензирования 11.03.2025; принята к публикации 18.03.2025.
Научная статья
УДК 629.5.083.5(571.6)
DOI: https://doi.org/10.24866/2227-6858/2025-1/89-104
Рогов А.З., Огай С.А., Огай А.С.
Рогов Александр Захарович – старший преподаватель кафедры технологии и организации судоремонта, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток, Российская Федерация), RogovAZ@msun.ru
Огай Сергей Алексеевич – доктор технических наук, доцент, профессор кафедры теории и устройства судна, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток, Российская Федерация), Ogay@msun.ru
Огай Алексей Сергеевич – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры теории и устройства судна, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток, Российская Федерация), Ogay_A@msun.ru
Проектирование и анализ прочности носовой аппарели судна
Аннотация. Задачи по развитию судостроения и судоремонта в стране и, в частности, на Дальнем Востоке, сформулированные Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2035 года (далее – Стратегия), с момента её принятия объективно усложнились необходимостью решить их на основе технологического суверенитета. Развитие судоремонтного сектора судостроительного производства связано с составом и качеством флота и имеет региональные особенности. Так, флот для работы в Дальневосточном бассейне и в Восточном секторе Арктики пополняется судами с повышенной ледопроходимостью и многофункциональностью, с экологичными энергетическими установками, с новыми пропульсивными установками, криогенным оборудованием. Соответственно, новому отечественному флоту нужен судоремонт, способный в дополнение к традиционным технологическим операциям ремонта осуществлять техническое обслуживание его инновационных составляющих. Исходя из мировых тенденций технологических новаций в судостроении, которые присущи и новому региональному флоту, анализируются технологические операции, которыми должен пополниться региональный судоремонт, чтобы на конкурентной основе осуществлять техническое обслуживание новых судов, которые постепенно заместят существующие суда. Исследование технологических новаций судостроения продиктовало необходимость новых организационных форм судоремонта, включая перевод всех этапов жизненного цикла флота, начиная с его проектирования, строительства и далее – обслуживания на судне, на судоремонтном предприятии, на единую информационную платформу, что в итоге позволит перевести флот на наиболее эффективную систему технического обслуживания по состоянию. Важнейшим аспектом такой трансформации регионального судоремонта является процесс опережающего обеспечения судоремонтного сектора кадрами, способными на качественно новом уровне решать поставленные задачи, поэтому уже сегодня следует перестроить систему подготовки специалистов для судоремонтных производств, модернизировав её с участием индустриальных партнёров, обновить её материальную и методическую базу.
Ключевые слова: судостроение, судоремонт, технологии ремонта, техническое обслуживание по состоянию, цифровизация, подготовка кадров
Скачать статью в формате PDF
Для цитирования: Рогов А.З., Огай С.А., Огай А.С. Перспективы развития судоремонта на Дальнем Востоке // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2025. № 1(62). С. 89–104.