СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ (ГЛАВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ)
Статья поступила в редакцию 11.02.2025; доработана после рецензирования 28.02.2025; принята к публикации 18.03.2025.
Научная статья
УДК 621.471, 629.971
DOI: https://doi.org/10.24866/2227-6858/2025-1/105-113
Глушков С.П., Кочергин В.И., Глушков С.С.
Глушков Сергей Павлович – доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Технология транспортного машиностроения и эксплуатация машин», Сибирский государственный университет путей сообщения (Новосибирск, Российская Федерация), rcpl.glushkov@yandex.ru. https://orcid.org/0000-0002-5745-4658
Кочергин Виктор Иванович – доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Технология транспортного машиностроения и эксплуатация машин», Сибирский государственный университет путей сообщения (Новосибирск, Российская Федерация), vkplus2011@yandex.ru. https://orcid.org/0000-0002-4883-1458
Глушков Сергей Сергеевич – кандидат технических наук, директор ООО «Мидель» (Новосибирск, Российская Федерация), expert@midel.me
Оценка характеристик горения топлива в цилиндре судового дизеля
Аннотация. Характеристики процессов горения топлива оказывают существенное влияние на внешние показатели судовых дизелей. Отсутствие пригодных для широкого применения методик анализа протекающих в цилиндрах тепловых двигателях термодинамических процессов не позволяет в полной мере раскрыть возможности модернизации и организации технического мониторинга двигателей внутреннего сгорания. Целью настоящей работы является обоснование теоретических предпосылок анализа зависимостей характеристик выделения тепла при сгорании топлива от угловой скорости коленчатого вала, основанного на анализе индикаторных диаграмм. Приведены уравнения, составляющие основу моделирования процессов горения топлива, практическое применение которого может быть полезным при проектировании и контроле технического состояния судовых двигателей. В отличие от традиционных подходов, в работе предлагается представление пространства между днищем поршня и верхней частью камеры сгорания в виде щелевого канала и моделирование термодинамических процессов в виде передаче тепла теплопроводностью и конвекцией через стенку камеры сгорания. Представлена формула, позволяющая рассчитать количество тепла, передаваемое стенкам камеры сгорания и стенкам втулки цилиндра при движении поршня и при соответствующем угле поворота коленчатого вала. Использование математических методов оценки величины теплопередачи через стенки камеры сгорания позволяет определять значения разумного соотношения между расчётной теплотой, выделяемой при сгорании, и химической энергией топлива, поступающей в цилиндр двигателя в каждом цикле, а также оценивать техническое состояние судовой энергетической установки.
Ключевые слова: судовой дизель, термодинамический процесс, теплопередача, горение топлива, камера сгорания
Скачать статью в формате PDF
Для цитирования: Глушков С.П., Кочергин В.И., Глушков С.С. Оценка характеристик горения топлива в цилиндре судового дизеля // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2025. № 1(62). С. 105–113.