Вестник
Инженерной школы
Дальневосточного федерального университета
ISSN 2227-6858

Судовые энергетические установки

О статье: поступила: 31.01.2019; финансирование: бюджет ДВФУ.
DOI: https://dx.doi.org/10.24866/2227-6858/2019-2-10
УДК 621.791.14:62-97

В.Н. Стаценко, В.В. Петросьянц, А.Е. Сухорада 

СТАЦЕНКО ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ – д.т.н., профессор, e-mail: vladsta@mail.ru
СУХОРАДА АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ – аспирант, e-mail: alexeyman_09@mail.ru
Кафедра сварочного производства Инженерной школы
ПЕТРОСЬЯНЦ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ – к.т.н., профессор, e-mail: petrosyantsvv@gmail.com
Кафедра электроники и средств связи Инженерной школы
Дальневосточный федеральный университет
Суханова ул., 8, Владивосток, 690091

Фотоэлектрический торсиометр для измерения
и контроля эффективности судовых энергетических установок

Аннотация: Представлен разработанный авторами статьи торсиометр, где для измерения угла закручивания использованы фотоэлектрические диоды, которые позволяют измерять время задержки между отраженными оптическими сигналами скручиваемого вала при подведении крутящего момента (или мощности). Для увеличения деформации (угла скручивания) вал выполняется не круглого сечения, а в виде пластины (плоский вал). В настоящей работе приведена авторская схема фотоэлектрического торсиометра, а также результаты расчета зависимостей: времени задержки – от скорости вращения и угла закручивания вала; передаваемой мощности – от угла закручивания и скорости вращения вала. Представленные результаты показывают относительно небольшой разброс полученных измерений, особенно в области больших значений углов закручивания. Эксперименты, проведенные нами на модели представленного фотоэлектрического торсиометра, подтвердили возможность использования этого метода измерения мощности и показали его преимущества. Разработанная схема торсиометра также позволяет определять скорость вращения вала по частоте пульсации отраженного оптического сигнала от одного из датчиков. Возможно применение данной схемы на судовых валопроводах большой длины и измерения крутящего момента и мощности судовых энергетических установок в процессе эксплуатации.
Ключевые слова: фотоэлектрический торсиометр, зеркала, время задержки, оптические сигналы, плоский вал, угол закручивания.

downloadarrow.pngСкачать статью в формате PDF

 

  Ship Power Plants

DOI: https://dx.doi.org/10.24866/2227-6858/2019-2-10

 Statsenko V., Petrosyants V., Sukhorada A.

VLADIMIR STATSENKO, Doctor of Engineering Science, Professor, e-mail: vladsta@mail.ru
ALEXEY SUKHORADA, Postgraduate, e-mail: alexeyman_09@mail.ru
Department of Welding, School of Engineering
VICTOR PETROSYANTS, Candidate of Engineering Science, Professor, Department
of Electronics and Communications, School of Engineering, e-mail: petrosyantsvv@gmail.com
Far Eastern Federal University
8 Sukhanova St., Vladivostok, Russia, 690091

Photoelectric torsiometer for measuring
 and monitoring the efficiency of the ship power plants

Abstract: The authors designed and presented a torsiometer circuit, in which they proposed to use the photoelectric method to measure the shaft twist angle, measuring the delay time between optical signals reflected from mirrors that are attached to the ends of the working shaft twisted when torque (or power) is applied. To increase the deformation (torsion angle), the shaft is made not of circular cross section, but in the form of a plate (flat shaft). This paper presents a photoelectric torsiometer circuit, the calculated dependences of the delay time on the rotation speed and the shaft twist angle, the transmitted power from the twist angle and the shaft rotation speed. The purpose of the experimental studies was to measure the angle of twist of the shaft at different speeds of its rotation using photoelectric sensors. The results of measurements of the shaft twist angle by using photoelectric sensors presented in the article show a relatively small scatter of the measurements obtained, especially in the area of large values of the twist angles. Experiments conducted on the model of the presented photoelectric torsion meter confirmed the possibility of using this method of power measurement. The presented torsiometer circuit also allows determining the speed of rotation of the shaft by measuring the pulsation frequency of the reflected optical signal from one of the sensors. It is possible to use this scheme on ship shafting of long length and to measure the torque and power of ship power plants during operation.
Keywords: photoelectric torsiometer, mirrors, delay time, optical signals, flat shaft, shaft twist angle.