АРХИТЕКТУРА. Творческие концепции архитектурной деятельности
DOI.org/10.5281/zenodo.1408248
УДК 72.017.2
В.Е. Карпенко
КАРПЕНКО ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ – кандидат архитектуры, доцент кафедры проектирования архитектурной среды и интерьера Инженерной школы, e-mail: karpenkove@mail.ru
Дальневосточный федеральный университет
Суханова ул., 8, Владивосток, 690091
Современное освещение Хабаровска и Уссурийска
Аннотация: Рассматриваются особенности формирования современной световой среды Хабаровска и Уссурийска. Дается характеристика современным проектам освещения зданий, описываются их технические и светокомпозиционные приемы. На основе анализа процесса формирования утилитарного и архитектурного освещения городов делаются выводы об уникальных решениях и общих способах освещения, характерных для Хабаровска и Уссурийска. Описываются основные световые доминанты и ансамбли. Формулируются перспективы развития световой среды городов.
Анализируется световой ансамбль исторического центра Хабаровска в начале 2000-х годов, включавший площади им. В.И. Ленина и Комсомольскую, улицу Муравьева-Амурского. Исследуется общее светокомпозиционное решение главной городской площади, в которую входили светодинамическая композиция из девяти фонтанов, система световой рекламы и архитектуры. Анализируются вечерняя композиция Комсомольской площади, ее световые доминанты и оформление, применение определенных типов светильников для нового здания Хабаровского цирка. Приводится проект освещения улицы Муравьева-Амурского, выполненный в 2001–2002 годах, раскрываются его основные цели и задачи, перечисляются некоторые световые доминанты. Описывается светокомпозиционное решение вертикальных форм площади Славы – современный храмовый комплекс и главный собор, световые вертикали памятников советской эпохи, которые играют роль световых доминант в пространстве и ночной речной панораме Хабаровска. Исследуются общие тенденции освещения г. Уссурийска, раскрываются светокомпозиционные решения современных торговых, гостиничных и жилых комплексов, молодежного клуба. Уникальное цветное освещение соборов и церквей города формирует систему вертикальных световых доминат и форм исторического города.
В заключение статьи формулируются рекомендации по формированию световой среды приречных городов, которые могут быть применены и в других крупных мегаполисах. Выводы намечают общие подходы и закономерности развития световой среды исследуемых городов. Отмечается, что в Хабаровске наиболее активно велась работа по созданию и реализации световых проектов. Акцентируется практическая значимость социологических и психологических исследований как элемента предпроектного анализа на предварительном этапе формирования световой среды городов.
Ключевые слова: архитектурно-световая среда, световая доминанта, светопланировочная структура, приречные панорамы
Karpenko V.
VLADIMIR KARPENKO, Candidate of Architecture, Assistant Professor,
Department of Design of the Architectural Environment and Interior,
School of Engineering, e-mail: karpenkove@mail.ru
Far Eastern Federal University
8 Sukhanova St., Vladivostok, Russia, 690091
Modern lighting of Khabarovsk and Ussuriysk
Abstract: The article considers a number of issues: the peculiarities of the creation of a modern ambient luminescence of the cities of Khabarovsk and Ussuriysk, and the contemporary building lighting projects with the latter’s technical procedures and light composition techniques. Based on a review of the process of the creation of utilitarian and architectural illumination of cities, the study concludes that the general ways of illumination adopted for Khabarovsk and Ussuriysk are unique and compliant with their nature. The article describes the principal illumination dominants and ensembles, and provides prospects of the development of the city ambient luminescence. Considered is the light ensemble of the Khabarovsk historical centre in the early 2000s which included the Lenin and Komsomolskaya Squares, and Muravyov-Amurskiy Street. Presented are the project of the illumination of the Muravyov-Amurskiy Street implemented in 2001-2002 and the light composition solution of the Slava Square including the newly-built church complex and the cathedral as well as the illumination verticals of the Soviet epoch monuments that play their role of light dominants in the space of Khabarovsk and its night river panorama. The general tendencies of the Ussuriysk city illumination have been considered as well, including the light-composition solutions of modern trade centres, hotels, and residential districts, and the youth club. The unique colour illumination of the city’s cathedrals and churches create a system of vertical light dominants and forms of the historic part of the town. The article ends with the recommendations for shaping the ambient luminescence of riverine cities which can be applied to other large cities. Emphasised is the importance of sociological and psychological analyses at the stage of the pre-design works on shaping city’s ambient luminescence.
Key words: ambient luminescence, light dominant, light planning structure, river-side panoramas.