Судовые энергетические установки и их элементы
Статья поступила: 27.06.2023; рецензирование: 03.08.2023.Научная статья
УДК 621.43.013: 629.3
DOI: https://doi.org/10.24866/2227-6858/2023-3/71-78
М.В. Гомзяков, А.Н. Соболенко, С.А. Огай
ГОМЗЯКОВ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ – к.т.н., доцент, migvladd@bk.ru
Межрегиональное территориальное управление Ространснадзора по Дальневосточному федеральному округу
СОБОЛЕНКО АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ – д.т.н., профессор, sobolenko_a@mail.ru
Кафедра судовых двигателей внутреннего сгорания
ОГАЙ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ – д.т.н., доцент, ogay@msun.ru
Кафедра теории и устройства судна
Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского
Владивосток, Россия
Анализ причин отказа судового дизеля ZGODA-SULZER 6ZA 40S в эксплуатации
Аннотация. Объектом исследования является обслуживание и ремонт энергетической установки рыболовного судна, предметом – обстоятельства отказа главного двигателя. Цель работы заключается в установлении предпосылок и причин отказа судового дизеля Zgoda-Sulzer 6ZA 40S. Анализ установленных фактов, ставших причиной аварии главной силовой установки (ГСУ), может послужить надежным фундаментом для выработки превентивных профилактических мер по повышению безопасности мореплавания посредством апостериорного анализа сведений о происшествии на море. Источниками данных послужили сведения ведомственных информационных ресурсов, заключения специалистов по расследованию аварийного случая (АС), сообщения членов экипажа, мнения экспертов, научно-техническая информация, посвященная анализу эксплуатационной части жизненного цикла судовых энергетических установок (СЭУ), а также результаты личных исследований в указанной области. Установлена совокупность дисфункций берегового персонала и экипажа рыболовного судна, ставших причиной аварийного случая. Термин «дисфункция» в рамках настоящей работы эквивалентен понятию «неисполнение предписанной функции или ее некорректное осуществление», синонимичный английским понятиям «dysfunction», «malfunction». Повышение культуры безопасности эксплуатации и качества человеческого фактора способствуют минимизации некорректного обслуживания судового оборудования. Наличие и развитие скрытых эксплуатационных дефектов, не выявленных судовой технической службой до момента возникновения критических изменений, явилось основной причиной отказа главного двигателя (ГД).
Ключевые слова: судовой дизель, главная силовая установка, дисфункция, человеческий фактор, эргатический элемент
Для цитирования: Гомзяков М.В., Соболенко А.Н., Огай С.А. Анализ причин отказа судового дизеля ZGODA-SULZER 6ZA 40S в эксплуатации // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2022. № 3(56). С. 71–78.