Вестник
Инженерной школы
Дальневосточного федерального университета
ISSN 2227-6858


СТРОИТЕЛЬСТВО. Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства

DOI.org/10.5281/zenodo.2008856
УДК 721.02:614.8.084

 А.В. Алексейцев, Н.С. Курченко

 АЛЕКСЕЙЦЕВ АНАТОЛИЙ ВИКТОРОВИЧ – к.т.н., доцент кафедры
«Проектирование зданий и сооружений», e-mail: aalexw@mail.ru
Национальный исследовательский Московский государственный
строительный университет
Ярославское шоссе, 26, Москва, 129337
КУРЧЕНКО НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА – к.т.н., доцент кафедры
«Строительное производство», e-mail: ms.kurchenko@mail.ru
Брянский государственный инженерно-технологический университет
Станке Димитрова ул., 3, Брянск, 241037

Модель движения людских потоков
с использованием индивидуального конечного автомата

 Аннотация: Рассматривается математическая интерпретация движения людских потоков на основе модифицированного стохастического индивидуально-поточного подхода, где поток представлен совокупностью движения отдельных людей, каждый из которых обладает ситуативной реакцией на изменение условий внешней среды. Такими изменениями могут быть сближение с другими людьми, возникновение и обход препятствий, ухудшение видимости, психическое состояние человека. Совокупность этих составляющих полностью определяет траекторию человека в потоке, случайную величину его скорости во время движения по этой траектории и реализуется на основе теории конечных автоматов средствами объектно-ориентированного программирования. Движение потока моделируется путем задания смещений эллиптических проекций индивидов за малый дискретный интервал времени с учетом проверки возможности такого смещения и в зависимости от совокупности переменных состояния, описывающих складывающуюся на данный интервал времени ситуацию. Моделируется случай слияния потоков различной плотности. Предлагаемая методика позволяет оценивать время прохождения потоков в здании и в застройке с учетом меняющейся ситуации во время движения, что может быть использовано при обосновании проектных решений для схем планировочной организации земельного участка городских территорий, расчетного времени эвакуации из зданий и при проектировании коммуникационных помещений в них.
Ключевые слова: людские потоки, конечный автомат, свободное движение, эвакуация, индивидуально-поточный метод, имитационное моделирование.

downloadarrow.pngСкачать статью в формате PDF


Alekseytsev A., Kurchenko N.

ANATOLY ALEKSEYTSEV, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor,
Department of Structural Engineering, Institute of Construction and Architecture,
e-mail: aalexw@mail.ru
National Research Moscow State Civil Engineering University
26 Yaroslavskoye av., Moscow, Russia, 129337
NATALJA KURCHENKO, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor,
Department of Building Production, e-mail: ms.kurchenko@mail.ru
Bryansk State University of Engineering and Technology
3 Stanke Dimitrov St., Bryansk, Russia, 241037

Simulating flows of people using the model
of an individual finite state machine

Abstract: The article deals with mathematical modelling of flows of people on the basis of a modified stochastic individual-flow approach which represents the flow as a collective movement of individuals, each of whom situationally reacts to changes in the external environment. These changes may involve approaching individuals, emerging obstacles to be avoided, reduced visibility, the psychological conditions of a person, etc. The combination of these factors conditions a trajectory of the person’s movement in the flow, his or her speed while continuing on this trajectory and all this is modelled on the basis of the finite automata theory by way of the object-oriented programming. The motion of the flow is modelled by shifting the elliptical projections of individuals during a small discrete amount of time. Taking into account the possibility of verification of such shifts and depending on the totality of variable conditions it describes the situation occurring during a given time interval. Modelled is the confluence of flows of different densities. The proposed methodology enables one to determine the time in which the flows of people pass through the building including the one under construction taking into consideration the changing situation in the course of the motion. This may be used when preparing design solutions, for planning plots of land within urban territories, to time evacuations from buildings, and when designing communication premises in them.
Keywords: flows of people, finite state machine, free movement, evacuation, individual-flow method, simulation modelling.