Судовые энергетические установки
О статье: поступила: 30.10.2019; финансирование – бюджет ДВФУ.
DOI: http://www.dx.doi.org/10.24866/2227-6858/2019-4-8
УДК 621.822.175
О.С. Портнова, М.В. Грибиниченко, Д.В. Машталяр, К.В. Надараиа, В.С. Филонина
ПОРТНОВА ОЛЕСЯ СЕРГЕЕВНА – старший преподаватель, AuthorID: 923140,
SPIN: 7989-1406, ResercherID: G-4660-2017, e-mail: olesya.portnova@mail.ru
ГРИБИНИЧЕНКО МАТВЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ – к.т.н., доцент, заведующий кафедрой,
AuthorID: 639456, SPIN: 8038-4960, e-mail: gribinichenko.mv@dvfu.ru
Кафедра судовой энергетики и автоматики Инженерной школы
Дальневосточный федеральный университет
Суханова ул., 8, Владивосток, Приморский край, 690091
МАШТАЛЯР ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ – к.т.н., доцент, заведующий лабораторией, AuthorID: 199474, SPIN: 5930-2987,
ORCID: 0000-0001-9645-4936, ResercherID: A-5314-2014, ScopusID: 6504093612, e-mail: madiva@inbox.ru
ФИЛОНИНА ВАЛЕРИЯ СТАНИСЛАВОВНА – магистрант, младший научный сотрудник, e-mail: filonina.vs@gmail.com
НАДАРАИА КОНСТАНТИНЭ ВАХТАНГОВИЧ – к.х.н., старший научный сотрудник, AuthorID: 741709, SPIN: 7856-2069,
ORCID: 0000-0001-7835-2231, ResercherID: D-8392-2014, ScopusID: 56349269900, e-mail: nadaraiakv@mail.ru
Институт химии ДВО РАН
Проспект 100-летия Владивостока, 159, Владивосток, Россия, 690022
Повышение ресурса осевых газовых подшипников
с антифрикционным покрытием
на основе плазменного электролитического оксидирования:
физический эксперимент
Аннотация: Рассматривается повышение ресурса и надежности осевых подшипников с газовой смазкой путем снижения негативного влияния режимов сухого трения на состояние рабочих поверхностей подшипника. Авторы, выбрав защитное антифрикционное покрытие подшипника, полученное методом плазменного электролитического оксидирования (ПЭО), провели физический эксперимент по определению трибологических характеристик – момента трения и скорости износа. В результате определена возможность применения ПЭО-покрытия для осевых газовых подшипников в режиме сухого трения, получены эмпирические коэффициенты для определения износа и момента трения рабочих поверхностей. На основании результатов экспериментов авторами предложена методика расчета и оптимизации параметров газовых опор роторов судовых турбомашин, работающих при режимах сухого трения и режимах газовой смазки. Методика, полагают авторы, оптимальна для расчета формы смазочного зазора и трибологических характеристик выбранного защитного покрытия.
Ключевые слова: газовая смазка, сухое трение, плазменное электролитическое оксидирование, осевой подшипник, эмпирические коэффициенты, методика расчета газовых опор.
Ship Power Plants
DOI: http://www.dx.doi.org/10.24866/2227-6858/2019-4-8
Portnova O., Gribinichenko M., Mashtalyar D., Nadaraia K., Filonina V.
OLESYA PORTNOVA, Senior Lecture, AuthorID: 923140, SPIN: 7989-1406,
ResercherID: G-4660-2017, e-mail: olesya.portnova@mail.ru
MATVEI GRIBINICHENKO, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor,
Head of Department, AuthorID: 639456, SPIN: 8038-4960, e-mail: gribinichenko.mv@dvfu.ru
Department of the Ship's Power and Automation Department, School of Engineering
Far Eastern Federal University
8 Sukhanova St., Vladivostok, Russia, 690091
DMITRY MASHTALYAR, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor,
AuthorID: 199474, SPIN: 5930-2987, ORCID: 0000-0001-9645-4936,
ResercherID: A-5314-2014, ScopusID: 6504093612, e-mail: madiva@inbox.ru
VALERIA FILONINA, Master Student, Junior Researcher, e-mail: filonina.vs@gmail.com
KONSTANTINE NADARAIA, Candidate of Chemical Sciences, Senior Researcher,
AuthorID: 741709, SPIN: 7856-2069, ORCID: 0000-0001-7835-2231,
ResercherID: D-8392-2014, ScopusID: 56349269900, e-mail: nadaraiakv@mail.ru
Institute of Chemistry, FEB RAS
159, Stoletiya Vladivostoka Av., Vladivostok, Russia, 690022
Physical experiment to study the tribological characteristics
of composite antifriction coatings of gas bearings operating
in the dry friction mode
Abstract: The problems of increasing the resource and reliability of axial bearings with gas lubrication by reducing the negative impact of dry friction on the condition of the working surfaces of the bearing are considered. The authors have selected a protective antifriction coating obtained by plasma electrolytic oxidation (PEO) and conducted a physical experiment to study the tribological characteristics of antifriction coatings. The authors analyzed the results of the experiment to find out the possibility of using PEO coatings for axial gas supports. The empirical coefficients were obtained to determine the wear of the coating and the friction moment. The analysis is based on the study of the friction moment and wear rate at low bearing speeds. To illustrate the findings, some experimental results are presented in graphical form: the dependences of the friction moment arising from direct contact of the axial bearing working surfaces and the wear rate on the outer radius are shown. Based on the results of the experiments, a method for calculating and optimizing the parameters of the gas supports of the rotors of ship turbomachines operating under dry friction and gas lubrication modes is proposed. The methodology includes the calculation and optimization of the shape of the lubricating gap and the calculation of the tribological characteristics of the selected protective coating.
Keywords: gas lubrication, physical experiment, dry friction, plasma electrolytic oxidation, axial bearing, empirical coefficients.