Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
Статья поступила в редакцию 22.07.2024; доработана после рецензирования 13.11.2024; принята к публикации 09.12.2024.
Научная статья
УДК 625.7
DOI: https://doi.org/10.24866/2227-6858/2024-4/139-150
Клюев С.В., Слободчикова Н.А.
Клюев Сергей Васильевич – доктор технических наук, профессор, Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (Белгород, Российская Федерация); Российский университет дружбы народов (Москва, Российская Федерация), klyuyev@yandex.ru
Слободчикова Надежда Анатольевна – кандидат технических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет (Иркутск, Российская Федерация), NSlobodchikova@rambler.ru
Метод оценки состояния автомобильных дорог
Аннотация. Для определения необходимости проведения ремонтных мероприятий, видов ремонтных мероприятий и их очередности на сети автомобильных дорог необходимо оценить их текущее состояние. Различными исследованиями предлагаются укрупненные критерии оценки состояния автомобильной дороги, в основном базирующиеся на продольной ровности и наличии разрушений покрытия: индекс состояния покрытия PCI, индекс состояния поверхности SCI, общий индекс состояния покрытия городских улиц и дорог OPCI, индекс состояния поверхности дорожного покрытия PSCI и др. В РФ состояние автомобильных дорог оценивается путем определения значений продольной ровности, коэффициента сцепления, состояния покрытия и модуля упругости. При этом определение модуля упругости для автомобильных дорог регионального и местного значения в рамках ежегодной диагностики в условиях ограниченного финансирования является малоэффективным и нецелесообразным. Авторами введен комплексный показатель уровня эксплуатационного обслуживания, основанный на значениях коэффициента сцепления, продольной ровности и состояния покрытия. Применение этого показателя позволит повысить эффективность планирования ремонтных мероприятий на сети автомобильных дорог. Предлагается метод оценки состояния автомобильных дорог, состоящий из двух этапов. На первом этапе определяется уровень эксплуатационного облуживания и выявляются локальные участки, имеющие значительные деформации и разрушения. На втором этапе определяются причины развития значительных деформаций и разрушений путем проведения геологических, гидрометрических и геодезических исследований. Такой подход позволит в условиях ограниченного финансирования снизить расходы на проведение ежегодной диагностики автомобильных дорог без снижения ее эффективности.
Ключевые слова: диагностика автомобильных дорог, состояние автомобильных дорог
Для цитирования: Клюев С.В., Слободчикова Н.А. Метод оценки состояния автомобильных дорог // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2024. № 4(61). С. 139–150.