Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)
Статья поступила в редакцию 03.09.2024; доработана после рецензирования 28.11.2024; принята к публикации 09.12.2024.
Научная статья
УДК 629.12
DOI: https://doi.org/10.24866/2227-6858/2024-4/54-63
Покусаев М.Н., Ибадуллаев А.Д., Сибряев К.О., Горбачев М.М., Хоменко Т.В.
Покусаев Михаил Николаевич – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Эксплуатация водного транспорта и промышленного рыболовства», Астраханский государственный технический университет (Астрахань, Российская Феде-рация), evt@astu.org, https://orcid.org/0009-0003-6373-3316
Ибадуллаев Адель Дамирович – ассистент кафедры «Эксплуатация водного транспорта и промышленного рыболовства», Астраханский государственный технический университет (Астрахань, Российская Федерация), adel.ibadullaev99@mail.ru, https://orcid.org/0009-0007-3244-3331
Сибряев Константин Олегович – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Эксплуатация водного транспорта и промышленного рыболовства», Астраханский государственный технический университет (Астрахань, Российская Федерация), evt2006@rambler.ru, https://orcid.org/0009-0004-6824-3620
Горбачев Максим Михайлович – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Эксплуатация водного транспорта и промышленного рыболовства», Астраханский государственный технический университет (Астрахань, Российская Федерация), evt2006@rambler.ru, https://orcid.org/0009-0009-2955-3235
Хоменко Татьяна Владимировна – доктор технических наук; доцент; заведующий кафедрой «Автоматизированные системы обработки информации и управления», Астраханский государственный технический университет (Астрахань, Российская Федерация), asoiu@astu.org, https://orcid.org/0009-0007-8066-7700
Разработка прототипа пружинного демпфера крутильных колебаний с применением технологии реверс-инжиниринга
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы по разработке прототипа пружинного демпфера крутильных колебаний с применением технологии реверс-инжиниринга (обратного проектирования). В качестве объекта исследования был выбран пружинный демпфер с рессорными пластинами австрийской фирмы Geislinger модели D90/37. Данная модель демпферов получила широкое распространение в составе современных судовых дизелей МАК 8М25. Вопрос создания отечественной модели пружинного демпфера обусловлен рядом проблем, в том числе полным прекращением поставок в Россию подобного типа устройств. Пружинные демпферы являются ответственными элементами машинно-движительных комплексов, от эффективности работы которых зависит в том числе безопасность мореплавания судов. На базе ФГБОУ ВО «АГТУ» при помощи 3D-сканера Range Vision Spectrum, одобренного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, были получены CAT-модели составных элементов пружинного демпфера: промежуточная вставка и бронзовая межпружинная пластина. Принцип работы сканера основан на структурированном подсвете и оптической триангуляции. При помощи данных ручной геометрии реального демпфера, а также использования программного продукта КОМПАС был разработан чертеж общего вида модельного пружинного демпфера крутильных колебаний. Моделирование (физического и с применением современных программных продуктов) пружинных демпферов крутильных колебаний позволит накопить теоретические знания и практический задел, что послужит первой ступенью для укрепления технологического суверенитета России в области их проектирования, изготовления и ремонта. Итогом большой проделанной работы научной школы, занимающейся вопросами динамики машинно-движительного комплекса, под руководством заслуженного работника рыбного хозяйства РФ, д.т.н., профессора Покусаева М.Н. будет являться первый отечественный прототип пружинного демпфера крутильных колебаний.
Ключевые слова: пружинный демпфер крутильных колебаний, технология реверсивного инжиниринга, 3D-сканирование, программное моделирование, физическая модель демпфера
Для цитирования: Покусаев М.Н., Ибадуллаев А.Д., Сибряев К.О., Горбачев М.М., Хоменко Т.В. Разработка прототипа пружинного демпфера крутильных колебаний с применением технологии реверс-инжиниринга // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2024. № 4(61). С. 54–63.